Во вторник, 21 сентября, агенство ERR.ee сообщило, что Европейская комиссия (ЕК) предлагает ввести в будущем потолок на использование наличных денег – 10 000 евро. Но не все в Европе поддерживают идею ЕК – Австрия, например, выступает против плана ЕС по установлению лимита в 10 000 евро для наличных платежей.
Министерство внутренних дел Эстонии поддерживает эту инициативу, но, по мнению Банка Эстонии (Eesti Pank), в этом процессе следует учитывать ситуации, когда банковские переводы не работают.
Своеобразная борьба с отмыванием денег
Министерство внутренних дел Эстонии в целом поддерживает идею Еврокомиссии о простом запрете таких операций. При этом отмечается, что, на сегодняшний день существует требование: если человек идет в магазин, покупает товар на 10 000 евро и достает карту для оплаты счета, продавец должен идентифицировать этого человека.
Советник Министерства внутренних дел Мати Омблер считает, что от этого требования пользы пока немного – меры должной осмотрительности для предотвращения отмывания денег плохо понимаются и недостаточно выполняются лицами, обязанными их соблюдать. Кроме того, о подозрительных операциях относительно редко сообщается в Бюро данных по борьбе с отмыванием денег.
И все-таки Еврокомиссия оставила небольшое исключение в своем предложении. По словам Сёрена Мейуса, советника Департамента предпринимательства и учетной политики Министерства финансов, транзакции между физическими лицами могут выйти за рамки лимита в 10 000 евро: "Другими словами, существуют платежи между компаниями и платежи между потребителем и компанией".
Сёрен Мейус отметил, что торговля наличными ограничена двумя третями стран Евросоюза. В Бельгии, например, лимит составляет 3000 евро, в Греции – 1500 евро. Он считает, что в отдельных случаях "будут использоваться страны, в которых нет ограничений на операции с наличными деньгами" – по данным ЕК, подобными операциями занимаются те, кто тайно поддерживает терроризм или, так сказать, отмывает "черные" деньги.
"По оценкам различных исследований, проведенных в последние годы, по крайней мере два процента мирового ВВП легализуются с помощью схем отмывания денег. Это все еще очень серьезная форма преступления, которую можно предотвратить с помощью различных мер. И одна из них заключается в сдерживании этих денежных потоков", – пояснил Мати Омблер.
Платежи являются "кровотоком" экономики
Райт Роозве, начальник отдела наличных денег и инфраструктуры Eesti Pank, говорит, что чуть более десяти процентов жителей Эстонии предпочитают безналичные платежи, а десятая часть при возможности рассчитывается наличными. При этом доля наличных платежей понемногу снижается из года в год, но наличных денег в обращении становится при этом все больше.
По словам Роозве, количество наличных денег начало расти после предыдущего экономического кризиса, и этому может быть много причин: "Иногда люди и компании могут сэкономить, возможно, больше денег, чем до последнего кризиса". Одной из причин может быть и рост популярности евро, как средства платежа, за пределами Европейского Союза.
"Особо следует упомянуть регионы с очень крупной экономикой, в частности Азию. Но популярность евро значительно выросла и в Южной Америке, даже в Северной Америке, что, безусловно, является сюрпризом", – сказал Роозве.
По его мнению, наличные деньги важны с точки зрения непрерывности бизнеса, поэтому Eesti Pank рекомендует внимательно проанализировать идею Европейской комиссии: "В случае определенных технологических сбоев, прерываний, или, не дай Бог, в случае какой-либо утечки информации или взлома, работа наших электронных платежных систем может быть нарушена, но платежи не должны прекращаться ни при каких обстоятельствах".
"Мы считаем своим долгом подчеркнуть важность этого анализа, чтобы этот лимит на использование наличных денег не был слишком низким, чтобы он не стал опасным с точки зрения доступа к деньгам. И что он должен быть разумным. И что это ограничение не должно нарушать повседневные платежные привычки людей и повседневную платежную среду", – подчеркнул Райт Роозве.
Оформление крупных покупок давно изменилось
В каких секторах экономики возможно, в принципе, использование крупных наличных денежных сумм? На ум сразу приходят такие приобретения, как недвижимость или автомобили.
Пеэп Сооман, член правления компании по недвижимости Pindi Kinnisvara, отметил, что времена, когда недвижимость приобреталась за наличные деньги, давно прошли: "Все больше и больше людей начали спрашивать о происхождении денег, каким-то образом все стороны сделок еще более десяти лет назад пришли к выводу, что расчет наличными небезопасен, а также связан с юридическими рисками".
Спор за контору: Евросоюз думает, кому отдать все свои "грязные деньги" >>>
Отмечается, что пока в Эстонии еще не проводились исследования, в каком секторе экономики еще могут приниматься наличные платежи на сумму более 10 000 евро. В то же время, основываясь на данных из других стран, Райт Роозве предположил, что это могут быть ювелирные изделия, предметы искусства, эксклюзивные элементы дизайна. И признался, что не считает эти области "большой и фундаментальной проблемой для Эстонии".