В Литве готовятся к 2025 году приобрести морское газохранилище для сжиженного газа, которое, как считают местные эксперты и некоторые политики, поможет стране диверсифицировать импорт энергоносителей. Как заявил оператор СПГ-терминала Klaipėdos nafta, для помощи с выбором нового СПГ-терминала будут привлечены эксперты из различных компаний. К концу 2022 года Литва решит, будет это ныне работающий терминал Independence или другое судно.
Вот только среди литовских соседей особой эйфории по этому поводу не наблюдается. Даже в Эстонии, которая из-за "зеленой сделки", навязанной ей Еврокомиссией, лишилась горючих сланцев (основы ее энергетики), не спешат заключать с Вильнюсом контракты на будущие поставки газа.
Предложение обеспечили, а про спрос забыли
Балтийские республики регулярно транслируют своему населению идею о том, что они якобы освободились от российского газа, а СПГ из Норвегии и США – это путь к энергетической безопасности.
Неудивительно, что в таких условиях Литва нашла деньги (один млн евро) на консультации с экспертами. А консультировать процесс покупки нового газохранилища будут юристы из компании Holman Fenwick Willan (HFW), коммерческие эксперты из Quality Energy Developments и технические эксперты из DNV GL AS.
Первые две корпорации работают в разных странах мира еще с конца XIX века. Компания DNV GL AS также обладает колоссальным опытом – 65% всех подводных трубопроводов в мире спроектированы и построены именно по ее техническим стандартам. А Северный инвестиционный банк уже предоставил Klaipedos nafta заем в размере до 160 млн евро на покупку судна-газохранилища.
Так что все очень серьезно. Но есть проблема.
Спрос на СПГ в Балтии весьма слабый. Литовский терминал Independence, начавший свою работу в 2014 году, за всю историю существования в регионе ни разу не заполнял свои производственные мощности на 100%. Балтийские страны попросту не хотят покупать настолько дорогой энергоноситель, когда есть трубопроводы с российским газом.
К примеру, в 2018 году Independence использовал только 22% от своей мощности. В 2019 и особенно в первых трех кварталах 2020 года за счет общемирового снижения цен на СПГ ситуация стала немного лучше. Но литовский терминал все равно не превратился в единственный источник газа для балтийских республик.
Впрочем, как уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, покупка газохранилища усилит позиции Klaipedos Nafta, которая до этого уже получила серьезные компетенции в управлении FSRU – за счет масштабирования бизнеса по сжижению газа.
"Литва таким способом пытается укреплять свои позиции на рынке сервиса СПГ-терминалов. Когда терминал Independence в Клайпеде открывался, это был явный политический проект, так как предполагал получение американского СПГ по более высоким (чем из РФ) ценам, еще и с очень дорогим обслуживанием (имеется в виду ставка аренды)", – напомнил эксперт.
"Со временем этот малорентабельный проект сделал Литву активным игроком на рынке СПГ в Балтийском регионе. Сейчас он конкурирует с объектом по конвертации газа в Польше. Но при этом Литва покупает больше СПГ у России, чем у США, Катара или Норвегии – это дешевле за счет более короткого логистического плеча", – отметил Артем Деев.
Однако ежегодная плата в 60 млн евро за аренду Independence у Норвегии сильно бьет по бюджету Литвы. Балтийская страна, может, и стала поставщиком (нерегулярным) сжиженного газа в регион, но какой ценой? Окупаемость работы такого объекта уже не первый год подвергается серьезной критике в экспертных кругах.
Да и дальнейшее расширение производства СПГ для Литвы будет иметь смысл, только если Эстония и Латвия гарантированно станут делать запросы на поставку сжиженного газа именно с литовского терминала.
Клюнет ли Эстония на литовскую инициативу?
Нужно отметить, что за все время функционирования литовский СПГ-терминал принял всего девять партий сжиженного газа из США.
При этом поставки СПГ от российского "Новатэка", наличие которых страны Балтии старательно не афишируют, стали регулярными с весны прошлого года. Выходит, отказ от действующего СПГ-терминала и покупка нового газохранилища (или просто выкуп Independence у Норвегии, который она все это время сдавала в аренду Литве) – это инструмент для регулярных закупок в первую очередь российского сжиженного газа.
А Эстония, как известно, проповедует идею о полном отказе от углеводородов из РФ, значит литовский терминал СПГ, как поставщик газа в Эстонию, не должен представлять интереса. А что на практике?
Во-первых, что нужно отметить, государственный энергетический концерн Eesti Energia уже имеет опыт закупок у предприятия "Новатэк", представители которого в августе прошлого года официально заявили о сделке с ведущим энергетическим предприятием балтийской соседки.
Во-вторых, Эстония пользуется газопроводом Balticconnector, идущим из Финляндии, которая не добывает газ на своей территории. Финляндия совсем немного покупает его у Норвегии, а большую часть все там же – в России. Де-факто в Balticconnector закачивают российские углеводороды, а значит Эстония приобретает через посредника именно российское "голубое топливо".
Все это в комплексе говорит о том, что, несмотря на антироссийскую повестку в своей внешней политике, Таллин готов приобретать газ у Москвы в том или ином виде. Однако Эстония пока не проявляет заинтересованность к литовскому газохранилищу. Возможно, причина кроется в нежелании Эстонии приобретать российский СПГ через балтийского посредника, поскольку для нее это будет означать лишние затраты на логистику? Как бы там ни было, но солидарность с "братом по идеологии" тут точно не работает.
"Эстония – крошечный газовый рынок с уменьшающимся потреблением. Но я не удивлюсь, если в итоге они еще и свой терминал построят. Правда, это произойдет только в случае последовательной финпомощи из фондов ЕС", – поделился мнением с Baltnews заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
О чем хитро молчит Таллин
А свой – эстонский СПГ-терминал – действительно может быть. Вот только о нем политики и балтийские СМИ как-то вдруг забыли или замолчали – с 2018 года. Напомним, два года назад эстонская пресса писала о том, что на заводе в Ичане (в Китае) голландское судостроительное предприятие Damen строит бункеровочное судно СПГ для компании Eesti Gaas. Такую плавучую платформу для Эстонии должны были сдать в эксплуатацию во второй половине 2020 года.
Как мы видим, этого пока не произошло. Однако работы, хоть и с отставанием графика, все же идут. В марте 2019 года началась резка первой 8-миллиметровой стальной пластины для будущего эстонского СПГ-терминала. Точной даты окончания работ пока не сообщали. Но ясно, что рано или поздно у Таллина свой объект по приему и конвертации сжиженного газа все же должен появиться. Видимо, по этой причине Эстония никак не реагирует на инициативу Литвы.
Отметим, что у строящегося СПГ-терминала для Эстонии вместимость газовых танков составит 6000 кв. м., а сама платформа сможет передвигаться. Литовский Independence же курсировать по морю не может, а общая вместимость его танков – 170 132 кв. м.
В итоге Эстония будет тратить меньше на содержание своего СПГ-терминала за счет его небольших размеров. Возможно, определенную роль в успешной конкуренции с Independence даже сыграет способность эстонской СПГ-платформы передвигаться по морю.
В комбинации с газопроводом из Финляндии Таллину попросту не нужен литовский новый (или старый) СПГ-терминал в виде посредника. Для импорта газа из РФ (в среднем за год это около 500 млн кубов) трубопровода и собственной платформы с небольшими бункерами может оказаться вполне достаточно.
Для Литвы это плохие новости. Рентабельность и вообще смысл затрат на достаточно большой СПГ-терминал, уже имеющийся или приобретаемый, во многом зависит не только от внутреннего потребления Литвы, но и от спроса ее соседей – Эстонии и Латвии. Однако Таллин, похоже, не станет спасать литовское газохранилище средствами своего кошелька.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.