Главы министерств иностранных дел 27 стран ЕС договорились подготовить новый пакет санкций против властей и учреждений Республики Беларусь, чтобы "поддержать демократические права народа страны". Как заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам онлайн-встречи министров иностранных дел государств Евросоюза, санкции будут введены не только против физических лиц, но и против госструктур, компаний и предпринимателей.
Похоже, что настойчивое требование балтийских стран в начале осени этого года все же запустило процесс конфронтации Евросоюза с Республикой Беларусь.
Другой вопрос, получают ли выгоду Эстония, Латвия и Литва, активно поддерживающие оппозиционеров в постсоветской стране. Более того, вопросы вызывает и новый пакет санкций. Не совсем понятно, будет ли это просто очередной список лиц, которым просто не позволят въезжать на территорию ЕС и заморозят счета в банках, или же речь идет о блокаде белорусских поставок калийных удобрений или нефтепродуктов.
Странная спешка и никакой конкретики
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности заметно торопится, говоря о необходимости ввода нового пакета ограничительных мер против Белоруссии.
"Мы попросили глав МИДов внести столько предложений, сколько они смогут, и я приложу все усилия, чтобы мы смогли как можно раньше ввести эти меры в действие", – заявил Жозеп Боррель.
Однако "рупор демократии, борющейся с несправедливостью в Белоруссии", и сам толком не представляет, куда конкретно двигает затянувшийся процесс – Боррель старательно избегает конкретики, когда его спрашивают, как именно Евросоюз борется с "диктатурой" в постсоветской стране.
"В докладе Борреля Еврокомиссии говорится о приостановке всех контактов и сотрудничества ЕС с РБ, за исключением тех случаев, когда это может принести пользу народу Белоруссии или интересам ЕС", – пишет Deutsche Welle.
Как отметил в беседе с Baltnews ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров, Евросоюзу эти санкции дадут моральное удовлетворение на тему того, что они последовательно отстаивают ценности демократии на близком к ним пространстве.
"Политический эффект сильно зависит от того, что за санкционный пакет будет принят. Если это персональные санкции, то политический эффект будет в декларации, а его главный посыл – режим Лукашенко объявлен нерукопожатным. Совсем другое дело, если запретить экспорт белорусских товаров в Европу – скажем, калийных удобрений или нефти. Тогда это будет серьезный удар по белорусской экономике и подрыв экономической базы режима", – рассуждает эксперт.
Спешка по принятию новых санкций против Минска – это, возможно, попытка реанимировать "беломайдан", масштабы которого (по сравнению с событиями в Белоруссии в начале осени) стали заметно меньше. Важный момент, на который европейские СМИ не обращают должного внимания, – Еврокомиссия (ЕК) недавно приняла решение выделить 24 млн евро на "финансирование организации гражданского общества и активистов в Белоруссии", включая участников массовых протестов.
Отметим, что еще в августе ЕК объявила о выделении 53 млн евро для Республики Беларусь. Но тогда не говорили о финансировании протестующих так открыто. Речь шла о том, что 50 млн евро пойдут на борьбу в стране с пандемией, а лишь 3 млн евро – на "помощь жертвам репрессий".
Сейчас борьбой с COVID-19 уже никто не прикрывается. Видимо, чиновники из Еврокомиссии и других ведомств ЕС понимают, что если ничего срочно не предпринять, то "беломайдан" угаснет.
В итоге в Евросоюзе эту проблему "заваливают деньгами" и создают в информационном поле ажиотаж по поводу новых санкций, но на практике уничтожать белорусскую экономику не спешат.
Никаких резких движений
Понять осторожность Евросоюза можно. Ради своей идеологии он обречен на поддержку оппозиционных сил в Белоруссии, но при этом ЕС не хочет совсем обескровить эту страну, полностью прекращая с ней торговлю. Цель заключается в устранении президента Лукашенко.
Напомним, РБ экспортирует нефтепродукты в Европу практически по демпинговым ценам. У Белоруссии есть возможность это делать за счет дешевизны нефти и мизерной платы за ее транспортировку из России к своим нефтеперерабатывающим заводам.
Потеряв европейский рынок сбыта для такой продукции, Белоруссия понесет серьезные потери. За 2019 год доходы от продажи нефтепродуктов в Белоруссии составили 1,9 млрд долларов – это весьма серьезная сумма для бюджета страны. Лишив ее рынка сбыта нефтепродуктов в условиях пандемии, когда бюджет Республики Беларусь по итогам уходящего года недополучит около 1,2 млрд долларов доходов, можно гарантированно вызвать сложности в экономике. А ведь есть еще калийные удобрения и другие товары и сырье, от которых ЕС может отказаться.
К слову, белорусская оппозиционерка Светлана Тихановская как раз к этому и призывает.
"Евросоюзу нужно ввести меры против бизнеса, связанного с Лукашенко, и предприятий, которые увольняют бастующих работников, остановить сотрудничество с Беларусбанком и Белагропромбанком и пересмотреть контракты о закупках нефтепродуктов и металлопродукции из Белоруссии", – требует Тихановкая.
Почему ЕС этого не делает? Вполне вероятно, что еврочиновники, а может, даже и главы некоторых государств Европы не хотят доводить Белоруссию до отчаяния. Это чревато тем, что из-за серьезных проблем в экономике, правительство РБ уже без всяких оговорок пойдет "под крыло" России.
Балтия может устроить сюрприз
Правда, в Прибалтике об этом не думают. Там продолжают придерживаться максимально жесткой позиции.
"Эстония в сотрудничестве с другими странами намерена предложить дополнительные санкции на уровне ЕС относительно белорусских чиновников", – передает err.ee слова министра иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу. Ему вторит глава внешнеполитического ведомства Латвии Эдгар Ринкевич, анонсируя расширение черных списков ответственных за подавление протестов в Белоруссии. Разумеется, от него не отстает и глава литовского МИДа Линас Линкявичюс, продолжая требовать ужесточения санкций против РБ от всех членов ЕС.
Самое интересное, что Евросоюз в лице Жозепа Борреля оставил "кровожадным" балтийским странам лазейку.
"Государства-члены ЕС начнут составлять перечень лиц и белорусских предприятий, которые они хотят внести в новый санкционный список. Национальные правительства ответственны и за сбор доказательств, обосновывающих их предложения", – заявил Жозеп Боррель.
Выходит, любая страна в Евросоюзе сейчас может составить "компромат на недемократичность" важнейших для бюджета Белоруссии предприятий.
Конечно, "рекомендации" Эстонии, Литвы или Латвии в Западной Европе могут и оспорить, но раз им дали такую возможность, значит, ведущие страны ЕС все же хотят иметь инструмент для экономического удушения Белоруссии – на всякий случай.
Как считает вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов, у Евросоюза есть повод, чтобы воспользоваться таким инструментом.
"Мы видим, как вопрос легитимации Лукашенко может теперь очень легко перейти в плоскость экономической блокады со стороны ЕС. Но "кровожадность" балтийских стран в данном случае – это не главная причина подобного процесса. Мотивация есть и у Западной Европы. Ей не нравится даже мысль о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), в котором Россия объединяет вокруг себя многие страны на континенте, в том числе и те, что находятся в Европе", – пояснил Максимов.
"Евросоюз не хочет появления серьезного конкурента, который способен показать постсоветским государствам, что, кроме евроинтеграции, есть что-то другое, причем, возможно, даже более выгодное для них", – назвал специалист истинные цели ЕС.
Если Евросоюз все же решится на экономическое удушение Белоруссии, балтийские страны в итоге от этого не выиграют. Заменить ее товары на европейском рынке Эстония, Латвия или Литва, как считает Андрей Максимов, все равно не смогут. Более того, они еще и лишатся транзитных потоков, а также возможности для реэкспорта европейских товаров на рынок ЕврАзЭс, в каком бы состоянии он ни находился.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.