Утром во вторник, 10 марта, котировки нефти корректируются вверх после крупного обвала, случившегося в понедельник. Так, цена на майские фьючерсы Brent к 7:30 по московскому времени скорректировалась до 36,88 долларов за баррель.
Однако эксперты полагают, что велика вероятность того, что эта стабилизация – временная, поскольку все может измениться, если поступят новые сведения об увеличении добычи Саудовской Аравией. Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич рассказал Baltnews, что гораздо интереснее наблюдать, как снижение цен на нефть отразится на фондовом рынке.
"Основные события связаны с тем, что будет происходить сейчас даже не столько на ресурсных и сырьевых биржах, а на фондовых. Напомню, что из 100% оборота денег на мировом рынке нефти 98% приходится на "бумажную нефть". Это деривативы, всевозможные фьючерсы и так далее, то есть это не торговля физическим товаром", – подчеркнул Марцинкевич.
По его словам, падение цен на нефть в большей степени отразится на тех странах, где эти "бумажные" рынки нефти развиты сильнее.
"Если Россия будет испытывать проблемы в связи с тем, что вот эти 2% стали меньше стоить, то для тех стран, где фондовый рынок развит значительно больше, чем в России, это будет проблемой, умноженной, скажем, на 49. То есть она будет видна для них значительно больше. Это, помимо всего прочего, будет означать еще и сдувание огромного "бумажного пузыря", – добавил эксперт.
Он отметил, что пока на реальном нефтяном секторе это не отразится, то есть сами нефтяные компании смогут заниматься своими планами совершенно спокойно:
"Если вы обратили внимание, пока нет никакого анализа по поводу того, что происходит на фондовых рынках. На этих рынках торгуются акциями и облигациями компаний. В частности на Nikkei 225 (японский фондовый индекс – прим. Baltnews), где оборачиваются акции высокотехнологичных компаний, падение акций при открытии торгов (по состоянию на 9 марта – прим. Baltnews) составило 5,5%".
"Повторюсь, это биржи, где торгуются, например, акциями компании Apple, которые никак не привязаны к нефти. Однако падение там есть. На мой взгляд, гораздо интереснее изучать, что происходит с акциями высокотехнологичных компаний, то есть с тем самым биржевым пузырем", – заявил Марцинкевич.
Он также добавил, что в данной ситуации все, что можно делать, – это наблюдать, потому что предсказать развитие событий довольно сложно: "Сколько сможет выдержать Саудовская Аравия, у которой на нефть приходится порядка 85% поступлений в бюджет, сложно сказать. У них большие фонды, поэтому будут ли они выдерживать – посмотрим".
"Насколько сильно закредитован нефтяной рынок США, известно. Там совокупный объем кредитов, которые получили компании, занимающиеся сланцевой разработкой, составляет порядка 200 млрд долларов. Сколько они могут выдержать давление низких цен? Посмотрим", – заключил Марцинкевич.