Рыночные цены на нефть упали на 30% на фоне провала переговоров стран-членов ОПЕК с Россией и другими партнерами организации о дополнительном сокращении объемов добычи.
Если падение цен серьезно повлияет на российскую действительность, то Эстонии как геополитическому соседу это аукнется. Такое мнение выразил в комментарии Baltnews экономист Леонид Цингиссер.
"Если рассматривать какую-то геополитическую ситуацию, то есть соседство Эстонии с такой большой сырьевой страной как Россия, там цена на нефть, в том числе на международных рынках, заложена чуть ли не в бюджет, и бюджет строится, исходя из определенных прогнозов цены. На соседе наверняка такая корректировка, если она будет долгосрочной, отразится. И вот это уже может каким-то образом аукнуться на Эстонии", – отметил эксперт.
По его словам, геополитическое соседство Эстонии и России является объективной реальностью, которую всем необходимо принять.
"Хотим мы того или не хотим, наше геополитическое соседство – это объективная реальность и ее надо учитывать. И если что-то там как-то серьезно повлияет на российскую действительность, то независимо от наших желаний и разговоров о том, что мы никоим образом не связаны и независимы, на самом деле точно аукнется", – подчеркнул Цигиссер.
Как отметил экономист, эти последствия могут выражаться в очередных спекуляциях националистов об "угрозе" суверенитету Эстонии.
"Тут уже простор для спекуляций. Национально озабоченные будут кричать о безопасности или угрозе суверенитету. С экономической точки зрения, мы (Эстония и Россия – прим. Baltnews) не очень сильно связаны.
В последнее время Россия даже торгпредства из Прибалтийских стран отозвала по причине того, что экономические связи настолько на сегодня ослабли, что нет смысла даже содержать эти конторы", – добавил он.
По словам эксперта, особых рисков в падении мировых цен на нефть для Эстонии нет: "Как известно, Эстония не добывает нефть и даже не перерабатывает. Поэтому рисков я здесь каких-то больших не вижу. И в бюджет Эстонии стоимость углеводородов, как в случае сырьевых стран, не закладывается".
Также Эстонии не стоит ожидать и пропорционального снижения цен на топливо, считает эксперт: "Другое дело – насколько действительно отразится на стоимости энергоносителей ценник внутренний, начиная от каких-то больших потребителей и заканчивая обычными АЗС. Если мы говорим о розничных АЗС, то основная составляющая там – это акцизы. Поэтому ожидать пропорционального снижения цен на топливо точно не имеет смысла".
По словам экономиста, для таких стран, как Эстония, текущая ситуация, наоборот, носит позитивный характер.
"Если говорить теоретически о влиянии цен на энергоносители и на экономику, то, безусловно, более дешевый энергоноситель является позитивным фактом для экономики – особенно в той стране, которая сама такими носителями не обладает, а вынуждена их импортировать откуда-то из вне", – заключил Цингиссер.