"Эстония 200" – новая политическая сила, созданная в мае прошлого года на основе опубликованного меморандума о будущих перспективах страны. Партия неплохо стартовала в начале предвыборной парламентской гонки, имея поддержку на уровне 8-10%, однако не смогла долго продержаться на этой дистанции.
Во многом причиной тому стала скандальная политическая реклама, призванная обратить внимание на сегрегацию в обществе по национальному признаку. Оппоненты обвинили "Эстонию 200" в разжигании розни, критика негативно отразилась на партийных рейтингах. В итоге на выборах в Рийгикогу политическая сила набрала 4,5% голосов, которых не хватило для преодоления пятипроцентного барьера.
– Г-жа Каллас, какой результат вы ожидаете по итогам воскресного голосования? Может ли "Эстония 200" рассчитывать на депутатские мандаты в Европарламенте?
– У нас есть реальная возможность получить последний шестой мандат и потенциальное седьмое место, если случится Брекзит. Сегодня в Эстонии еще не ясно, кто получит этот мандат. Рейтинги показывают, что наша поддержка составляет около 7%, а для того, чтобы избраться в Европарламент, надо набрать не менее 9% голосов. Мы не очень далеки от этой цели.
– Как вы думаете, с чем связан рост ваших рейтингов после прошедших парламентских выборов, на которых "Эстония 200" показала результат в 4,5%?
– Я думаю, здесь две причины. Первая – большинство избирателей, в частности Центристской партии и "Отечества", разочарованы коалицией, которая была сформирована. Единственно, кто остался доволен, это электорат EKRE (Консервативная народная партия Эстонии – прим. Baltnews). За счет этого поддержка перетекла к нам.
Вторая причина заключается в том, что такие рейтинги у нас были и до парламентских выборов, однако в день голосования люди предпочли реформистов, чтобы не допустить победу Центристской партии.
– А как бы вы оценили работу нового эстонского правительства?
– Его [работу] пока рано оценивать, оно только начало работать. На мой взгляд, это очень плохая коалиция для Эстонии во всех отношениях, как и для внутриполитической, так и внешнеполитической ситуации. Неважно, смотрим ли мы в сторону Европы или России, потому что эта коалиция ни с кем не способна уладить отношения. Также программа действий у них весьма слабая, нет никаких идей, и эти два года они будут просто держаться за эту власть, используя популистские лозунги о своей деятельности. Я думаю, что никакого продвижения ни в экономике, ни в сфере образования, ни в вопросах здравоохранения мы не увидим.
– А почему два года?
– Потому что через два года у нас будут проходить местные выборы, надо будет вести избирательную кампанию, и у правительства просто не будет времени работать.
– Чем "Эстония 200" отличается от других партий на выборах в Европарламент, что она предлагает своему избирателю?
– В вопросах развития Евросоюза мы не очень отличаемся от других партий в программном аспекте. Очень важно, чтобы эстонский избиратель поддержал прогрессивные силы, а не те, которые идут в Европарламент стучать молотком по столу, заявляя, что здесь плохо и мы не хотим здесь быть. Безусловно, в Евросоюзе есть проблемы, и над ними надо работать.
– Извлекла ли какой-то опыт "Эстония 200" из прошедших парламентских выборов, будет ли проведена работа над ошибками?
– С одной стороны, мы вступили в предвыборную гонку с очень небольшим политическим опытом и во время кампании сделали много ошибок. С другой – мы совершенно не были готовы к нападкам, которым подверглись со стороны наших оппонентов. В начале января, когда наши рейтинги были высокими, многие партии были заинтересованы в том, чтобы мы не прошли в парламент. Мы не знали, как на это реагировать. Но мы смогли из этого извлечь уроки, и на сегодняшний день мы уже намного опытнее.
– И все же главными соперниками за шестой мандат в Европарламенте "Эстонии 200" станут партия "Отечество" и независимый кандидат, бывший член Центристской партии Раймонд Кальюлайд. Чем ваша партия лучше?
– Я не думаю, что "Эстония 200" лучше, просто у Раймонда получилось очень хорошо показать себя, что принесло ему популярность со стороны русскоязычного избирателя. Он же больше ничего не сделал, однако для политического будущего ему придется найти партию, с которой он будет дальше работать.
– Обращался ли Кальюлайд в вашу партию на тему сотрудничества?
– Мы с ним часто общаемся, потому что у нас очень схожи позиции. У него нет большого выбора – ни в EKRE, ни в "Отечество", ни в Партию реформ он не пойдет. Остаемся мы и социал-демократы. Я не знаю, какое у него отношение к соцдемам, но с нами у него хорошие отношения. Давайте подождем результатов евровыборов и будем дальше смотреть. Я считаю, что лучший вариант для него – присоединиться к нам. Наши двери открыты!
– Как вы думаете, кто на этих выборах имеет высокий шанс избраться в Европарламент?
– Марина Кальюранд – популярный политик вне привязки к какой-либо партии, и она обязательно получит мандат. Сегодняшние опросы показывает, что депутатами станут Андрус Ансип, Урамас Паэт (Партия реформ), Яна Тоом (Центристская партия), и один мандат получит EKRE.