Прошло два года с того момента, как Совбез Украины распорядился заблокировать российские сайты "Одноклассники", "ВКонтакте", "Яндекс", Mail.Ru и ввел дополнительные санкции против российских компаний информационно-цифровой сферы сроком на три года.
Состояние IT-сектора
Если в первый год санкций вышеуказанные веб-сервисы практически не заметили падения трафика, будучи по-прежнему одними из наиболее популярных, то во второй год действия санкционного режима ситуация претерпела серьезные изменения.
Так, с мая 2018 года по март 2019 года, по данным социологической компании Research & Branding Group, количество пользователей "ВКонтакте" сократилось с 15% до 10% (от общего количества интернет-пользователей), а "Одноклассников" – с 14% до 6%. В то же время выросла аудитория Facebook (c 45% до 50%), Instagram (c 19% до 27%) и YouTube (c 22% до 30%).
Два года назад отдельные политтехнологи, тесно связанные с администрацией президента Украины, называли решение Совбеза "гибридным ответом на российскую агрессию", подразумевая финансовые потери в результате падения курса акций российских IT-компаний на международных фондовых рынках после указа о введении санкций.
Доля истины в этом есть, поскольку российские компании закрыли свои украинские офисы, а украинский бизнес уже не использует для размещения рекламы российские веб-сервисы. В то же время серьезно растут рекламные бюджеты Google, Facebook, Instagram, "откусившие" у российских сервисов украинскую аудиторию, а это ни много ни мало 15-20 млн интернет-пользователей.
Вообще тот же Facebook фактически стал безальтернативной соцсетью в мировом масштабе, а постоянное изменение алгоритмов показа постов вынуждает частный бизнес вкладывать все больше денег в рекламу в этой соцсети для продвижения своих товаров и услуг. Статус-кво в части безальтернативности Facebook будет сохраняться еще долго (даже несмотря на то, что эта соцсеть регулярно раздает "баны" по надуманным поводам), а единственными, кто сможет в перспективе бросить вызов гегемонии этой соцсети, представляются китайские IT-проекты.
Интригой остается, сумел ли кто-нибудь из украинских "верхов" заработать на падении курса акций российских IT-компаний, зная инсайд о том, что вскоре Совбез примет решение о блокировании веб-сервисов на территории Украины. Учитывая всеядность представителей послемайданной украинской власти, исключать такой сценарий нельзя.
Играя за Хиллари "Фильтернет" родился: каковы последствия директивы ЕС об авторском праве
Еще один аспект решения Совбеза заключается в том, что Киев продолжил политику неприкрытого лоббирования американского капитала. В 2016 году киевские власти играли на стороне Хиллари Клинтон, легализировав информацию о "черной кассе" "Партии регионов" Виктора Януковича, где значилось имя Пола Манафорта, политтехнолога Дональда Трампа.
Манафорт был вынужден уйти в отставку, а затем вышеуказанная информация легла в основу расследования против него, завершившегося в итоге тюремным сроков. После победы Трампа на президентских выборах, в первые месяцы правления 45-ого президента США, украинско-американские отношения оказались фактически замороженными – из-за того, что Киев в ходе предвыборной кампании играл на стороне оппонентов нового хозяина Белого дома.
Переобуться на ходуПротив кого Украина ввела антироссийские санкции на самом деле?
Добиться расположения новой вашингтонской администрации киевские власти решили путем лоббирования интересов американского капитала.
Поскольку Трамп исповедует преимущественно бизнес-подход в межгосударственных отношениях, закупки американской продукции, аналоги которой Украина может производить самостоятельно либо приобретать по более низкой цене на рынках третьих стран (локомотивы, вооружение, ядерное топливо, уголь), для налаживания коммуникации с главой Белого дома стало тактикой Петра Порошенко.
В эту же логику укладывается то, что Совбез устранил конкурентов американских соцсетей на Украине, пролоббировав интересы американских IT-компаний. При этом после решения Совбеза было запущено несколько украинских стартапов (например, национальная соцсеть Ukrainians), призванных заменить "ВКонтакте" и "Одноклассники", но они были быстро свернуты из-за отсутствия спроса на них среди интернет-пользователей.
На момент введения Совбезом этих мер санкции были рассчитаны на три года, два из которых уже прошли. Какой будет политика новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского в этом вопросе, ответить однозначно не представляется возможным. Не исключено, что через год санкции против российских IT-компаний продлены не будут, и украинские пользователи смогут пользоваться порталами в привычном формате, не прибегая к помощи анонимайзеров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.