– Господин Леонков, в октябре президент США Дональд Трамп анонсировал выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который был заключен между СССР и США еще в 1987 году? В начале декабря Госдеп объявил о намерении приостановить выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД в течение 60 дней. Как Вы считаете, США правда так сделают?
– Да, скорее всего США выйдут из этого договора, потому что если они из него не выйдут, то как они оправдают те разработки, которые они вели в нарушение ДРСМД, и как они оправдают размещение установок Мk-41 в позиционных районах ПРО. Все специалисты знают, что Mk-41 – пусковая установка, с которой стартуют ракеты противоракетной обороны системы "Иджис" могут стартовать и крылатые ракеты "Томагавк", что по сути является ничем иным, как ракетами средней дальности, крылатыми ракетами похожими на те ракеты, которые были уничтожены по этому договору. Назывались они "Грифон". В принципе это был наземный вариант ракет "Томагавк".
К тому же у них ведется ряд разработок. Например, "Advanced Hypersonic Weapon" (сокр. AHW, буквально "перспективное гиперзвуковое оружие", в некоторых источниках "передовое" – прим. Baltnews.ee). Это гиперзвуковая ракета наземного базирования, которая делается в интересах сухопутных войск США. Ее дальность полета по последним данным испытаний составляет 3700 км, что полностью попадает в тот самый диапазон, который этот договор ограничивал. Неужели американцы возьмут и перечеркнут эти разработки? Конечно, нет.
Третий аргумент, доказывающий, что США выйдут из ДРСМД, – их противостояние с Китаем, у которого, как известно, есть ракеты средней дальности, и он не был связан подобным договором с США. Американцы не знают, как противостоять Китаю, у которого таких ракет наблюдается больше, чем у американцев.
Все это говорит о том, что демарши вокруг этого договора, устроенные США, и обвинения против России на самом деле полностью не соответствуют действительности и не имеют под собой никаких оснований. Они были направлены на то, что американцы из этого договора выйдут.
– Получается, что договор нарушают США?
– Да, американцы его нарушают, но осознав, что они фактически теряют лавры миротворцев, они пытаются выйти из этой ситуации с наименьшими имиджевыми потерями, привлекая на свою сторону Европу. На самом деле этот договор в 1987 году заключался, прежде всего, в интересах Европы. Из нее было выведено все ядерное вооружение. А теперь получается интересный казус: Европа фактически попросит американцев выйти из этого договора.
– А оправданы ли претензии США к России по ракете 9М729, которая по их словам нарушает ДРСМД?
– Нет, не оправданы. На самом деле эта ракета испытывалась в Капустином Яру на меньшую дальность и предназначалась совершенно для других целей. Мы не скрывали, что она разрабатывается. Мало того, мы даже американцев приглашали для того, чтобы они проинспектировали эту ракету и убедились, что она не является тем самым комплексом, который выходит за диапазон 500-5500 км. Но они проигнорировали приглашение России, оставшись на своей волне. Они гнут свою линию и скорее всего доведут ее до логического конца. Им нужно это сделать с определенной долей шумихи, чтобы еще раз показать миру, какая Россия все-таки коварная и злая.
– Будут ли размещены какие-либо дополнительные ракеты в странах Восточной Европы?
– Когда американцы строили позиционные районы ПРО, они эти страны не спрашивали. А вообще эти страны чуть ли не умаляли США, чтобы им это поставили, хотя с военной точки зрения эти позиционные районы ПРО не что иное, как объекты для уничтожения со стороны российских ракет. Все, что оттуда стартует, не было направлено против мифических баллистических ракет Ирана (потому что он очень далеко находится и у него нет таких ракет). Эти районы были созданы для того, чтобы быть ракетным щитом против ракет России.
В совокупности с тем, что США вышли из договора по ПРО в 2002 году, это была составная часть всей системы ПРО, которую американцы составляли с того момента. И еще у них есть такой позиционный район на Аляске, который, как уверяли американцы, был направлен против баллистических ракет Северной Кореи. Если бы они полетели в сторону США, вряд ли бы они сделали крюк через Аляску.
– Создается впечатление, что Россия и США плавно переходят к гонке вооружений.
– Это у американцев затевается гонка вооружений. Дело в том, что у нас есть комплексы, которые с успехом преодолевают американскую систему ПРО. И, кстати, 26 декабря было испытание одного из таких элементов – планирующий гиперзвуковой блок "Авангард". Понятно, что в ракетных технологиях мы достигли определенного рода успехов. У нас есть ракеты, работающие на твердом топливе – это те, которые у нас устанавливаются на подводной лодке "Борей" (ракета "Булава").
Есть у нас ракеты РС-26 "Ярс-М", которые можно переоборудовать в ракеты средней дальности и установить их, например, на железнодорожный комплекс "Баргузин". И это будет очень интересным ответом. Я уже не говорю про другие возможности, которыми мы еще можем "порадовать" американцев. И мы не будем заниматься количественным превосходством, на что обычно уповают американцы. В количественном плане это стоило бы многие сотни миллиардов долларов. Но Россия решила этот вопрос гораздо эффективнее и с меньшими затратами, но более эффективно. На количественное превосходство, на которое надеются США, мы отвечаем более качественными системами вооружения, которые из потуги сводят к нулю.
Россия не стала повторять опят СССР и заниматься гонкой вооружений с американцами, и это действительно сказывалось определенным образом на бюджете. Мы же сделали ставку на качественное превосходство.
– А где Россия уступает США и где превосходит?
– Если мы берем ракетные вооружения, то в комплексах ПВО. Тут мы опережаем американцев в несколько раз. В создании комплексов, основанных на управляемом гиперзвуке, мы тоже превосходим их. У них даже и близко нет управляемого гиперзвука.
Или, например, наши подводные лодки на порядок лучше американских: даже тех, которые только собираются пойти на вооружение. Это лодки типа "Коламбия". Я не говорю уже про бронетанковое вооружение – Т-14 "Армата", Т-90МС. По своим основным техническим характеристикам они превосходят основные американские танки, а нового основного танка у них в разработке нет. Они в одно время съехали на легкую боевую платформу. Она умозрительно может эффективна, но в условиях современного боя с участием высокотехнологических средств с обоих сторон эта техника как самостоятельная боевая единица становится не такой уж эффективной, как рисуют американские генералы.
– Как же тогда протекает процесс разоружения? Например, перспектива продления договора СНВ-III?
– Это, прежде всего, головная боль американцев, потому что мы создаем эти комплексы, но количественно мы не превосходим те показатели, которые в этом договоре закреплены. Мы их превосходим качественно, о чем в этом договоре не говорилось. Там был пункт, посвященный противоракетной обороне, но американцы "благополучно" вышли из этого пункта и игнорируют его. А этот пункт гласил, что стороны должны были иметь один позиционный район противоракетной обороны.
У нас он прикрывает столицу и центральный промышленный район, а у американцев – этот позиционный район прикрывал стартовый комплекс "Минитмен-III". Но в 2002 году американцы вышли из этого договора и изменили баланс сил ядерных вооружений, который был закреплен Договором СНВ-III. И вот сейчас мы этот баланс исправили. Теперь их превосходство в системе противоракетной обороны не стоит ничего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.