После Евромайдана, ставшего прологом к серьезнейшему кризису в отношениях между Украиной и Россией, пути выхода из которого представляются крайне туманными, отдельные западные круги желают воспроизвести подобный сценарий в отношении России и Белоруссии.
Широкий резонанс вызвало недавнее интервью экс-генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, которое он дал Polskie Radio. Он призвал Белоруссию ориентироваться на опыт Украины и Грузии для трансформации в "демократическое государство". Механизмом продвижения по этому направлению Расмуссен усматривает рост оппозиционных сил, которые могли бы оппонировать белорусским властям. Также экс-генсек альянса выразил мысль, что НАТО и Евросоюз при условии проведения реформ в Белоруссии готовы принять это государство в свои ряды.
Как принято говорить в таких случаях, в этих заявлениях прекрасно все.
Прежде всего, в нынешних политических реалиях термин "демократия" является предельно размытым и в значительной степени манипулятивным. Тем более происходит явная политизация или вовсе деструкция многочисленных международных институций, призванных обеспечивать и развивать ту самую демократию. Тенденции сужения прав и свобод граждан под предлогом, например, "гибридного противостояния с Россией" докатились даже до ряда европейских стран, которые принято считать странами образцовой демократии. Впрочем, если исходить из того, что демократия – это власть демократов, а монопольным правом определять, кто является демократом, обладают лишь глобалистские элиты, то приведенный Расмуссеном пример Грузии и особенно Украины как демократических государств выглядит вполне логичным.
Говоря о возможности европейской и евроатлантической интеграции Белоруссии, Расмуссен предпочел не упоминать о том, что внутри ЕС и НАТО очевидным образом нарастают кризисные тенденции, свидетельствующие о возможной дезинтеграции организаций в среднесрочной перспективе. В то же время Белоруссия и не стремится к членству в ЕС и НАТО, считая своим внешнеполитическим приоритетом евразийскую интеграцию.
Упоминание Расмуссеном белорусской оппозиции можно расценить как попытку вмешательства во внутренние дела республики, как попытку развязать руки оппонентам власти в Минске. Как было сказано в первой части материала, планы отдельных западных кругов в отношении Белоруссии являются секретом Полишинеля. Правда, едва ли призыв Расмуссена будет иметь эффект, учитывая очень узкую социальную базу белорусской оппозиции и особенности белорусской элиты, не являющейся в отличие от большинства своих коллег в постсоветских государствах компрадорской. Кроме того, представляется, что этот месседж Расмуссена был бы более весомым, если бы он находился в статусе действующего генсека НАТО, а не с нынешней приставкой "экс".
Почему именно сейчас Расмуссен решил дать громкое интервью, создав резонанс в медийной плоскости? Здесь нужно отметить, что после ухода с должности генсека НАТО Расмуссен занял пост советника украинского президента Порошенко. Но время пребывания Порошенко на должности главы государства неумолимо подходит к концу, а шансы переизбраться выглядят неубедительно. Кроме того, стороны, вовлеченные в конфликт в Донбассе, уже и не вспоминают о презентованном в начале этого года на Мюнхенской конференции по безопасности так называемом плане Расмуссена, предполагающем поэтапное развертывание миротворческой миссии на неподконтрольной Киеву части Донбасса с участием военнослужащих из преимущественно внеблоковых и нейтральных государств.

Напрашивается вывод, что Расмуссен наделавшими шуму в информационном поле заявлениями в первую очередь стремится лишний раз привлечь к себе внимание и напомнить о своей персоне. В том числе потенциальным работодателям и вовлеченным в урегулирование конфликта в Донбассе игрокам, чьи горизонты планирования уходят далеко за остаток срока пребывания в кресле президента Украины Порошенко, у которого отсутствуют политическая воля и ресурсы для разрешения конфликта.
Рискнем сделать прогноз, что медийная активность Расмуссена будет увеличиваться по мере приближения выборов президента Украины. Вот только едва ли его "советы постороннего" будут имплементированы в жизнь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.