Для Елены Андреевны Мухиной это скорбный, и в то же самое время праздничный день. Печальный потому, что не все вернулись из фашистской неволи, а праздничный – потому, что бывшие малолетние узники выжили и дожили. Елена Андреевна руководит секцией бывших малолетних узников нацистских концлагерей, которая работает при Содружестве ветеранов и пенсионеров в Эстонском городе Кохтла-Ярве. Организация бывших узников нацизма была образована в 1992 году. Тогда в нее входили свыше 800 человек. Сейчас их осталось 200. Недавно ушла из жизни Альма Ханни, которую в детстве с мамой вывезли в концлагерь Клоога. А ныне живущая Екатерина Григорьевна Третьяк так и вовсе родилась в этом концлагере в 1943 году. Так у нее в метрике и записано.
В среду группа бывших узников нацизма возложила цветы к памятнику на братской могиле в Старом городе Кохтла-Ярве, и к памятному камню, установленному на месте бывшего концлагеря, который находился в районе шахты «Кява» в Кохтла-Ярве. Елена Андреевна Мухина сказала порталу Baltnews Эстония, что в этот день она каждый год испытывает тяжелое чувство:
— Почему-то вчера вечером я опять начала вспоминать то, что я помнила по рассказам взрослых и их письмам. Как нас вывозили, перекидывали из лагеря в лагерь. Я до сих пор считаю чудом, что нас с братиком от матери не отняли. Мы были единственными детьми в группе взрослых узников. Я лично помню, как нас перегоняли из лагеря в лагерь, как мы переходили очень широкую реку – я думаю, это был Рейн. По реке плыли подушки – видимо, их бросали те, кого гнали. И очень низко летели самолеты. Мама нас с братом прятала под себя. Брат был старше меня. Нас забрали в начале сорок третьего. Мне было три года, брату – 9 лет. Нас забрали из деревни в эстонском Причудье. Сначала привезли в Тарту, потом погрузили в вагоны и повезли аж до Германии.
- Елена Андреевна, вы когда-нибудь себе задавали вопрос: за что?!
— Задавала. Из нашей деревни многих забрали. Нас взяли, когда маму парализовало, а она знала, что ее мама попала в Муствеэ под бомбежку, и отец погиб. А моего отца должны были перед войной направить милиционером в Клоога. Об этом знали все местные жители. Поэтому, наверное, нас и забрали. Очень тяжело. Я только молю Бога, чтобы не досталось моим внукам и правнукам то, что перенесла я.
Елена Андреевна говорит, что в ее организацию входят люди разных национальностей и гражданства. Граждане Эстонии обладают льготами, которыми пользуются все репрессированные. Но бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, являющиеся гражданами других государств, в Эстонии льгот не имеют. Пожилые женщины из Кохтла-Ярве, на чье детство выпал ужас неволи, глубоко поклонились воинам Советской Армии и союзных войск, которые освободили их из фашистского рабства.
— Мы возлагаем цветы в память о тех солдатах, которые отдали за нас свои жизни. Светлая им память. Светлая память и тем, кто не выжил в фашистской неволе, — сказала член организации бывших узников Любовь Александровна Волкова.
На территории Ида-Вируского уезда, что на Северо-востоке Эстонии, в годы фашистской оккупации находилось 20 концлагерей, входивших в так называемую Вайвараскую систему. В ее составе был и печально известный концлагерь Клоога под Таллином, где удирая от Советской Армии, фашисты их добровольные помощники из числа местного населения, сожгла до 2000 тысяч еврейских узников. Об этом говорят материалы, имеющиеся в Музее Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме.
12 апреля (27 Ниссана) отмечается Йом а-Шоа – День памяти жертв Катастрофы европейского еврейства. В этот день по всему Израилю звучит траурная сирена. На две минуты прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди замирают в почтительном и скорбном молчании. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В музее Яд ва-Шем проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы.
В этот день в память о жертвах Холокоста пройдет поминальная молитва в Таллинской Еврейской школе. Затем на таллинском еврейском кладбище состоится траурный митинг, в ходе которого будут зачитаны имена всех евреев Эстонии, погибших здесь во время войны.
Фото автора.