Саммит Европейского и Африканского союзов, как и ожидалось, выявил противоречия в интересах бывших колониальных европейских государств и их "подопечных" стран на "Черном континенте". Встреча получилась проблемной и даже конфликтной. Брюссель обещает вдохнуть "новую жизнь" в отношения с Африкой, но той, похоже, эта "жизнь" не очень нравится.
Итоговые речи европейских лидеров звучали оптимистично, но так же, как и Совместная декларация участников саммита, грешили общими фразами и обещаниями совместно бороться "за все хорошее и против всего плохого". Многие африканские лидеры ехали на саммит с намерением предъявить Брюсселю список накопившихся претензий, обозреватели предвещали напряженные дискуссии.
Лидеры Евросоюза, похоже, были настолько не уверены в том, что справятся с ситуацией, что приняли за демонстративный вызов оплошность министра иностранных дел Уганды Джедже Одонго, поспешившего пожимать руки главе Европейского совета Шарлю Мишелю и президенту Франции Эммануэлю Макрону, но "не заметившего" стоявшую рядом президента Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен.
Главной проблемой во взаимоотношениях считался отказ Брюсселя предоставить странам Африки возможность бесплатно воспользоваться правами интеллектуальной собственности европейских фармацевтических компаний на вакцины против COVID-19. Так оно и случилось: африканские лидеры вновь просили об этом и им вновь отказали.
Президент Еврокомиссии Фон дер Ляйен заявила, что исполнительная власть Евросоюза и Африканский союз продолжат переговоры и постараются согласовать сделку по вакцинам в тандеме со Всемирной торговой организацией. Но, как сказал глава Комиссии Африканского союза Мусса Факи, африканцы "не могут сидеть сложа руки, ожидая прибытия вакцин".
Массовая вакцинация в Африке продвигается медленно, зависимость от Евросоюза и его гуманитарных поставок вакцин тяготит Черный континент не меньше, чем зависимость от поставок ряда ключевых полезных ископаемых тяготит сам европейский альянс.
На природный газ Евросоюз денег не даст
Неурегулированные проблемы с незаконными африканскими иммигрантами и их возвращением в родные страны тоже не назовешь легкой темой для обсуждения. Не говоря уж о наступлении исламских экстремистов в регионе Сахель и неспособности европейских военных контингентов с ними справиться.
Но, пожалуй, еще более болезненным для Африки стало продемонстрированное Евросоюзом намерение диктовать континенту в строительство каких именно электростанций он должен вкладывать средства.
Брюссель, несомненно, имеет решающее слово при распределении выделяемых им африканским странам миллиардных инвестиций. Однако его ясно обозначенное требование строить поля солнечных панелей и ветрогенераторы противоречит намерению Африки развивать сеть газопроводов и максимально использовать имеющиеся месторождения природного газа. Весьма, кстати, богатые – Нигерия, Мозамбик и Сенегал способны обеспечить дешевым топливом практически весь континент.
Но газовые месторождения необходимо разведать и освоить, проложить газопроводы и создать соответствующую инфраструктуру. И вот во все это Евросоюз инвестировать средства не хочет, настаивая на развитии "чистой" энергетики. Брюссель обещает Африке 150 миллиардов евро, которые, помимо всего прочего, планируется потратить на то, чтобы "соединить минеральные богатства Африки с мировым рынком и инвестировать в электрификацию континента".
Непосильные для Африки "зеленые требования"
"Африка богата гидроэнергетикой, солнечной и ветровой энергией", – заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен по завершении саммита в Брюсселе, не упомянув о газе и нефти, которых на континенте немало и от добычи которых полностью зависят экономики нескольких африканских государств.
Прекращение финансирования разведки новых месторождений газа будет равносильно "фатальному удару", как сказал президент Сенегала Маки Салла, напомнивший о том, что около 600 миллионов африканцев – больше, чем все население Европы – по-прежнему не имеют доступа к электричеству. Газовые электростанции решат эту беду намного быстрее и дешевле, чем солнечные панели и ветрогенераторы.
Евросоюзу нужны лояльность Африки и ее полезные ископаемые (в частности, редкоземельные металлы), что подразумевает его готовность инвестировать миллиарды евро, прежде всего, в энергетику, поскольку горнодобывающая отрасль нуждается в большом количестве электростанций.
Использование возобновляемых источников отвечает "зеленым" программным установкам Брюсселя и позволит в будущем считать доставляемое в Европу сырье соответствующим экологическим требованиям альянса и потому не облагаемым дополнительными сборами.
Африканские лидеры говорили на саммите о необходимости отсрочить для континента введение Евросоюзом повышенных природоохранных требований к импортируемым товарам, к энергетике и всей африканской экономике в целом.
Напоминали Брюсселю о том, что вовсе не Черный континент, а именно промышленно-развитая Европа стала причиной негативного антропогенного воздействия на климат. Но не похоже, что африканцы чего-либо на этом направлении добьются. Евросоюзу нужен лояльный и зависимый источник ресурсов, а не самодостаточный партнер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.