Не могут оплатить счета: эстонцы в шоке от цен на электричество

© Unsplash

Дефицит энергии в Евросоюзе подхлестнул рост цен на электричество в Эстонии и напомнил ей об утере энергетической независимости.

 

Потребители электроэнергии в Эстонии переживают ценовой шок, получая счета за электричество из местных энергетических компаний. Стоимость энергии в стране бьет рекорды не только стран Балтии, но и всей Северной и Западной Европы.

Европейские издания пишут о недовольстве населения Испании, где оптовые цены мегаватт-часа перевалили за сотню евро, и о связанных с подскочившей стоимостью электричества в большинстве других стран Евросоюза проблемах и недовольстве населения.

Объяснить рост цен практически во всем мире объективными причинами несложно – выходя из коронавирусного кризиса, экономика резко увеличивает потребление энергоносителей, что, естественно, ведет к повышению спроса и, как следствие, к временному дефициту электроэнергии и природного газа.

Ну а где дефицит, там и увеличение цен. Чтобы это понять, не надо иметь семи пядей во лбу, но вот только осознание причин совершенно не помогает вовремя оплачивать счета.

Вероятнее всего, возмущенным испанцам не станет легче, если они узнают, что их подскочившие затраты на электричество все же не так велики по сравнению с теми, что несут сейчас потребители в Эстонии. Оптовая стоимость мегаватт-часа в Эстонии в уже давненько переваливает в некоторые дни за сотню евро.

Так, 4 августа дневная цена, по данным региональной биржи Nord Pool, составляла более 104 евро за мегаватт-час, что чуть меньше, чем было, например, 14 июля. Но это еще немного по сравнению с июньскими ценами, когда они порой достигали 255 евро за мегаватт-час.

И это самые высокие оптовые цены на электроэнергию во всем регионе Северной и в странах Западной Европы, пользующихся услугами биржи.

Подводный электрокабель – главная надежда страны

А если учесть, что потребители платят не по оптовым, а по розничным ценам, да еще и приплачивают за "провода", то есть за услуги компаний-операторов электросетей, которые обеспечивают доставку энергии к холодильникам и электрическим лампочкам в жилых домах, то цифры в ежемесячных счетах получаются очень неприятными.

Среднестатистический эстоноземелец сейчас платит за электричество примерно в два раза больше, чем, скажем, года полтора, два назад. И оснований полагать, что "все образуется", что цены перестанут расти, пока никаких не имеется.

И причиной тому не только подскочивший мировой спрос на энергию, но еще и сугубо местные проблемы. Которые состоят в том, что со "сворачиванием" сланцевых электростанций, загрязняющих атмосферу слишком большим количеством парниковых газов, страна впала в энергетическую зависимость от импорта электроэнергии из стран Северной Европы.

То есть на ней теперь в первую очередь и в гипертрофированном виде сказываются все катаклизмы и перепады цен, сотрясающие региональный энергетический рынок.

Скажем, прагматичная Финляндия использует как свои гидроэлектростанции, эффективность которых зависит от сезонного состояния рек, так и атомные станции, а при необходимости может увеличить закупки относительно недорогой энергии в соседней России.

А у Эстонии, которая в больших количествах приобретает у финнов электричество, "качая" его по подводным кабелям, практически никакой возможности для "маневра" нет.

Ветрогенераторы и солнечные панели, которыми Эстония пытается хотя бы частично компенсировать потеряю генерирующих мощностей сланцевых электростанций, проблему решают лишь отчасти. Ветры, как известно, то дуют, то нет, на солнце в обычно пасмурной прибалтийской стране тоже особенно рассчитывать не приходится. Для личного использования отдельных домохозяйств еще как-то туда-сюда, но о покрытии потребностей экономики в целом и речи нет.

Психологический стресс почтальона Люды

Почтальон Людмила, на собственной автомашине развозящая письма и бумажные счета (последних сейчас, в эпоху электронной переписки, куда больше, чем опусов эпистолярного жанра) говорит, что загружена в основном доставкой десятков напоминаний о неоплаченных счетах за электричество, которые обязана вручать лично под роспись должников.

Работает она в районе частной застройки, в благополучном столичном пригороде, где обитают, по общему мнению, не самые бедные люди. Домовладельцы как-никак. Только и среди них все больше таких, что не тянут в осенне-зимний период подскочившие в два и больше раз счета за электричество.

Немолодая почтальон, иногда вопреки агрессивным проявлениям чувства долга хозяйских собак, добирается до крыльца дома, звонит в дверь, а затем выслушивает все, что хозяин думает об энергетической компании, о министрах эстонского правительства и их матерях, а если он почитывает новости и интересуется делами Евросоюза, то еще и о "зеленой" политике Брюсселя.

Стараясь не принимать все это на личный счет, почтальон Люда, в кой-то веки радуясь, что сама она живет в малогабаритной квартире в блочном доме, прорывается через собачий заслон, возвращается к машине и едет к следующему дому-должнику.

Летом, когда потребление электричества сокращается, уведомлений о неуплате по счетам почтальону приходится разносить еще не так много, а вот минувшей зимой их были сотни.

А расписавшийся в получении очередного напоминания о задолженности адресат задумчиво смотрит на крышу дома более состоятельного соседа Юхана, которую тот на днях покрыл панелями солнечных батарей. Дело недешевое, да и насчет окупаемости этих самых панелей у жителей пасмурной Прибалтики имеются немалые сомнения.

Но как возможность "послать" энергетическую компанию или даже скорее как символ независимости от энергетических неурядиц страны, эти штуки на крыше выглядят вполне привлекательно.

Долгой сырой зимой от них толку, конечно, немного, но зато летом...да еще если и следующее будет таким же солнечным, как нынешнее (спасибо глобальному потеплению), панели окажутся очень даже полезны. И чего бы этим испанцам с их-то климатом и погодой не утыкать все крыши панелями?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.