Оказывается, население эстонских островов Сааремаа и Хийумаа мечтает о военных базах НАТО. И чтобы помасштабнее и помощнее, чтобы был военный порт и береговая оборона, побольше солдат и кораблей. О чаяниях обеспокоенного сложной международной ситуацией островитян стало достоверно известно со слов их старейшин и министра обороны Эстонии Калле Лаанета.
Как именно они выясняли настроения соотечественников, точно неизвестно, но не за распитием же пары бутылок местной водки (российскую больше не пьем) они пришли к такому выводу, верно?
Наверное, опросы какие-нибудь проводили. Люди ведь серьезные, наделены властью и очень волнуются насчет безопасности островов, на которые могут однажды позариться агрессивные россияне. Милитаристские настроения эстонских властей, возбуждаемые не в последнюю очередь речами и поведением премьера Каи Каллас, начинают напоминать психоз.
"Одним из вариантов также могли бы быть подразделение или база НАТО", – цитируют эстонские издания старейшину волости Сааремаа Мадис Каллас. "Жители острова Хийумаа поддерживают подразделение береговой обороны. Оно могло бы располагаться в северной части острова, в районе Кыпу, Кыргессааре, Лехтма", – планирует старейшина волости Хийумаа Херго Тасуя.
Вполне вероятно, что островитян информировали о том, чего они хотят, и те, действительно, не прочь обзавестись военными соседями. Иностранцы, новые лица, да и деньги будут нелишними.
Но почему-то думается, что появление на островах толп людей в военной форме, вооруженных всякими стреляющими штуками, стало бы для жителей тихих пока островов неприятным сюрпризом.
Тем не менее, министр обороны Эстонии Калле Лаанет, судя по некоторым публичным изречениям, – человек большого ума и недюжинных военных знаний. Он уверен, что "решения о повышении обороноспособности крупных (в Эстонии они считаются большими) островов могут быть приняты в течение ближайших шести месяцев, но их реализация займет несколько лет".
Все побережье надо закрыть военными базами
"Нам определенно следует повысить свою безопасность, чтобы наши оборонные сооружения покрывали всю береговую линию, – не мелочась, заявляет Лаанет. – Мы в министерстве обороны подсчитали, во сколько могло бы обойтись строительство военно-морской базы на месте сааремааского порта. Это достаточно большие суммы, по подсчетам прошлого года – 90 миллионов евро. Но мы не исключаем, что это могла бы быть база НАТО, у которой был бы существенно больший вес. Но это лишь обсуждения, решений еще нет".
В переводе с языка министра маленькой страны НАТО с ограниченными финансами и возможностями выше сказанное звучит примерно так: "Денег у нас нет, так вы их нам дайте".
Так что островитянам, привыкшим к тихой жизни, надо начинать нервничать. Помнится, однажды крупным событием на одном из островов было сочтено обнаружение пчелиного гнезда прямо внутри единственной имеющейся пожарной машины. То есть ни пожаров, ни иных значимых происшествий население островов, как правило, не ведает.
Жили себе спокойно, рыбу ловили, другими привычными делами занимались, и вдруг на тебе! Министр Лаанет объяснил, что все это время им угрожала Россия. Ошарашенные островитяне, наверняка, сон потеряли, а только глаза сомкнут – снятся им кошмары.
Спит эстонский островитянин, издерганный сообщениями о скором нападении России, и видит сон. Вроде как склонились "стратехи", министр и старейшины над картой островов Эстонии, водят пальчиками по береговой линии и бормочут что-то вроде:
"Вот здесь хорошее место для базы НАТО и вот здесь тоже, а вот тут на берегу батарея ракет удобно встанет, тут вот аэродром, а поблизости кабаков надо побольше, чтобы морякам было, где скуку заливать. Ну а нам прибыток".
"А вот борделей не надо, островитянкам нужна свежая кровь, а то... ужас один, уж я-то знаю".
"Эй, осторожно! Там база не нужна! Да не в заповеднике дело, черт с ним, с заповедником, но там мой стакан стоит. Он помогает повышать безопасность".
И раз – содержимое стакана в себя опрокидывает.
Спящий островитянин даже губами зачмокал.
Ночной кошмар мирного сааремаасца (или сааремаасянина)
А позади них кучкуются кадровые эстонские офицеры и кто-нибудь из казначеев НАТО (если там есть такая должность). Офицеры сдавленно хихикают и пихают друг дружку локтями, заслышав какой-нибудь особенно уморительный перл министра и старейшин. Но люди из казначейства не смеются, а стоят с открытыми ртами и ушам свои не верят, слушая, как эстонский министр делит чужие миллионы.
На стене за их спинами висит эпическое живописное полотно, на котором изображена хрупкая премьер-министр Кая Каллас, выговаривающая канцлеру Германии Олафу Шольцу за нерешительность во введении санкций против России, а тот краснеет, стыдливо-виновато смотрит в пол и ножкой так по половице скребет, лепечет что-то про нужды немецкой промышленности. Слабак. Решительнее надо. Вон как Каллас смело распоряжается немецкими нуждами в газе и нефти.
А на висящей на другой стене картине изображена Каллас, приветствующая дивизию войск НАТО, которую так долго призывала обосноваться в Эстонии. Стоит она – Каллас, а не дивизия – ручкой куда-то на восток указывает, а ножкой попирает поверженного русского оккупанта. Ну или кого другого, но обязательно поверженного и злобного на вид. Может, лидера националистов Марта Хельме, не разобрать островитянину во сне.
Потолок же расписан фреской, на которой Каллас торжественно избирают генеральным секретарем НАТО, и ведет она это НАТО в светлое будущее постоянной конфронтации с Россией. Все, самая пора нашему сааремаасцу проснуться, а то так и до посттравматического шока недалеко.
Никакой воображаемый агрессор с такими снами не нужен. Свои премьеры, министры и старейшины обеспечат соотечественникам нервный срыв и последующую депрессию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.