Брюссель изучает возможность введения санкций против авиакомпаний третьих стран, участвующих, как утверждается, в незаконной перевозке людей из стран Азии в Белоруссию, где "режим Лукашенко" якобы использует их как "гибридное оружие" против Польши и всего Евросоюза в целом.
Еврокомиссия намерена решать проблему иммиграционного кризиса, возникшего на белорусско-польской границе, старым способом – угрозой санкциями.
Сложно представить, как Еврокомиссия собирается обосновать введение санкций против авиакомпаний разных стран мира, включая и упоминаемый ею российский Аэрофлот, за то, что они продают билеты пассажирам и доставляют их в Минск.
Тем не менее, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляет, что отправляет своего вице-президента Маргаритиса Схинаса в основные страны происхождения иммигрантов и страны их транзита, "чтобы они действовали, не допуская попадания своих граждан в ловушку, установленную белорусскими властями". Брюссель готов обвинить авиакомпании чуть ли не в "причастности к торговле людьми"
Очевидно, что это попытка оказать давление на авиаперевозчиков и на власти стран, граждане которых пытаются эмигрировать в Евросоюз через территорию Белоруссии, у которой с некоторых пор нет с альянсов соглашения о реадмиссии "непрошенных гостей".
Никаких иных возможностей повлиять на ситуацию у Брюсселя нет. Точнее говоря, они у него имеются, но Польша не дает ему их использовать.
Помочь защитить границы могло бы общеевропейское агентство пограничной охраны Frontex, организовать полицейское сопровождение миссии преодоления кризиса силами экспертов готово агентство Europol, справиться с возможным гуманитарным кризисом и позаботиться об иммигрантах можно посредством Механизма гражданской защиты Евросоюза. Но чтобы пустить все эти силы и средства в ход, Брюсселю нужен запрос Варшавы, который она, похоже, не намерена делать.
В прилегающей к границе зоне польскими властями объявлено чрезвычайное положение, туда не допускают "посторонних": правозащитников, журналистов, независимых наблюдателей.
Что там происходит, точно не известно, но по имеющимся у европейских средств массовой информации сведениям, на территории Польши обнаружено уже как минимум десять погибших от холода иммигрантов.
И они умирают не потому, что Минск пропускает их через территорию страны к границе, а потому что польские власти не пускают их дальше.
Напряжение растет, и в любой момент может случиться беда, иммигранты толпой ринутся на прорыв, а польские военнослужащие откроют огонь на поражение.
Бессмысленные зверства. Для чего польские пограничники жестоко обращаются с беженцами >>>
Это именно то, чего Брюссель сейчас опасается больше всего и почему прилагает усилия, чтобы продемонстрировать Варшаве свою готовность к разрешению кризиса мирными средствами.
Глава Европейского совета Шарль Мишель прибыл в Варшаву, где встречался с премьер-министром страны Матеушем Моравецким, чтобы "продемонстрировать солидарность" Евросоюза с Польшей. А также для того, чтобы убедить ее воспользоваться имеющимися у Евросоюза "инструментами" помощи, удержать от совершения действий, чреватых трагическими последствиями.
Всего лишь локальный миграционный кризис – по меркам Евросоюза
Брюссель демонстрирует солидарность с Польшей, но складывается впечатление, что он начинает больше бояться необдуманных, провокационных действий польского правительства, чем самого иммиграционного кризиса на границе с Белоруссией, где скопилось несколько тысяч иммигрантов.
Выходцы из Сирии, Афганистана, Ирака и стран Африки, собираются у оперативно возведенных проволочных заграждений и заборов, перед цепочками солдат, срочно переброшенных к границе, и пытаются попасть на территорию Польши, чтобы в поисках лучшей жизни двинуться дальше, в Германию и Великобританию.
Но даже если Варшаве или Вильнюсу эти толпы людей кажутся признаком надвигающегося апокалипсиса, то для всего Евросоюза в целом они лишь один из нескольких локальных миграционных кризисов.
Иммигранты, скопившиеся на французском берегу Ла-Манша, рвутся в Великобританию. Сотни тысяч сирийских беженцев, осевших в лагерях на территории Турции, только и ждут очередного обострения отношений между Анкарой и Брюсселем, чтобы воспользоваться обещанной турками помощью для проникновения в Евросоюз.
Сеута, испанский город-анклав на территории Марокко, периодически подвергается атакам тысяч иммигрантов, которых подзуживают марокканские власти, чтобы оказать давление на Мадрид.
Иммиграционный кризис на границе Польши, пребывающей в сложных, конфликтных отношениях с Брюсселем и Берлином, при всей своей неожиданности и новизне не представляет для ЕС особой опасности по масштабам проблемы.
Но он пугает Западную Европу непредсказуемостью действий польских властей, которые явно склонны полагаться на военную силу и могут не только очень серьезно подпортить имидж Евросоюза как "оплота демократии и прав человека", но и втянуть его в серьезный конфликт с Белоруссией, а значит и с союзной ей Россией.
Риторика Варшавы становится все более агрессивной, звучат призывы обратиться к помощи НАТО на том основании, что Польша якобы подвергается организованной "гибридной атаке", на которую имеет право ответить, не взирая ни на какие права человека.
Брюсселю действительно следует опасаться рискованных действий Польши
"Мы убеждены, что операции на восточной границе Польши... являются частью более крупной операции, частью более скоординированной атаки. Атаки, которая имеет характер войны нового типа, в которой люди используются как живые щиты, и в котором использовалось другое оружие, известное по другим войнам... дезинформация", – заявил премьер Польши Матеуш Моравецкий.
Он также утверждает, что за миграционным кризисом на границе стоит "президент Путин", а "режим Лукашенко" выступает в роли инструмента "агрессии". И делает это российский лидер, как считает Моравецкий, так как "демонстрирует решимость реализовать сценарий восстановления Российской империи, сценарий, против которого мы, все поляки, должны решительно выступить".
"Белорусский режим атакует польские границы, он атакует границы Евросоюза беспрецедентным способом", – вторит ему президент страны Анджей Дуда, заявивший, что обсуждает "нападение" с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.
В практике серьезных международных отношений не принято говорить, что такой-то министр, глава государства или правительства несет ахинею. Даже если они действительно ничего кроме ахинеи не несут. Считается, что политическая культура, дипломатическая этика совершенно несовместимы с эпитетами и комментариями такого рода.
Зато можно использовать для целей обмена неформальными характеристиками и нагнетания напряженности иные средства, включая не обремененных моралью журналистов.
Ни один трезвомыслящий профессиональный политик, даже из числа лидеров правящей польской партии "Право и справедливость", не станет, например, заявлять, что власти соседней Белоруссии готовят боевиков из числа "ветеранов вооруженных формирований Ирака и Афганистана", для того, чтобы те атаковали и прорывали пограничные заграждения на границе с Польшей. Но именно такую ахинею несет, в частности, брюссельское издание Euobserver со ссылкой на бывшего белорусского дипломата.
"Подготовка диверсантов", "гибридная атака", "подготовленное нападение" – это лексикон уже не иммиграционного кризиса локального масштаба, а чуть ли не casus belli. Так же, как и концентрация польских солдат на границе, где ситуация в какой-то момент может выйти из-под контроля и обернуться стрельбой и смертями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.