Международная солидарность или здоровье населения – что победит?

© AFP 2022/ LOIC VENANCE

Тема: Распространение коронавируса

Опасаясь нового витка пандемии, ряд западных государств, вопреки просьбам ВОЗ, начинает кампанию повторной, бустерной вакцинации населения.

Эстонии предстоит сделать непростой выбор между рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и состоянием здоровья собственного населения. ВОЗ просит правительства развитых стран проявить солидарность с беднейшими государствами мира и ради них повременить с повторной вакцинацией. В условиях дефицита препаратов это даст развивающимся странам возможность привить от болезни хотя бы десятую часть их жителей.

Исследования показывают, что защитное действие наиболее распространенных в странах Запада вакцин (BioNTech/Pfizer и Oxford/AstraZeneca) снижается быстрее, чем надеялись ученые и правительства. Об этом ранее свидетельствовали сообщения практикующих медиков, в том числе и эстонских, фиксирующих нарастающее количество случаев заболевания среди полностью вакцинированных людей.

Их коллеги – ученые-вирусологи – взяли паузу на сбор и анализ поступающих данных, но их выводы, которые сейчас в трагических, если не сказать в апокалиптических, тонах комментируют американские и европейские средства массовой информации, совпали с заключениями практиков.

Коронавирус, мутируя и совершенствуясь, сводит к нулю все титанические усилия правительств и систем здравоохранения остановить распространение болезни.

Вакцинированные люди передают инфекцию так же, как и не вакцинированные, и тоже болеют, хотя, как правило, пока реже и в легкой форме. Более того, содержание антител в крови вакцинированных и уже переболевших, не имеющих симптомов людей, с течением времени становится таким же, как и у не вакцинированных заболевших.

Мутант "Дельта" проверяет на сплоченность

Данные из США, Великобритании и Израиля, опередившего всех по темпам иммунизации населения, показывают, что способность вакцин предотвращать тяжелые заболевания и инфицирование пожилых людей, впервые вакцинированных в январе, со временем значительно снизилась.

В течение первых трех месяцев после второго укола эффективность препаратов уменьшается примерно на 10%. Однако пока неясно, снижается ли иммунитет у вакцинированных из-за того, что не выдерживает атак мутанта "Дельта" (более хищного, чем его праотец "Альфа"), или он падает из-за недостаточной надежности самих препаратов.

Повысить иммунитет могут бустер-инъекции, то есть вторичное введение одной дозы препаратов уже вакцинированным людям, что подразумевает увеличение использования препаратов, запасов которых пока по-прежнему на всех не хватает. Вернее, их нехватка теперь практически не ощущается в развитых странах, на корню скупивших практически все, что сейчас способны произвести западные фармацевтические корпорации, но в государствах "третьего мира" кампания массовой иммунизации еще только начинается.

Именно поэтому ВОЗ просит развитые страны воздержаться от повторной вакцинации, от бустер-инъекций, ради того, чтобы беднейшие государства смогли привить хотя бы десятую часть своего населения, что они смогут сделать, как предполагается, лишь к октябрю.

Вопреки просьбе ВОЗ, Соединенные Штаты, Израиль и Венгрия все же приступают к бустерной вакцинации, что вызвало резкую критику во многих европейских столицах. В ряде государств Евросоюза правительства приняли решение организовать повторную вакцинацию лишь для людей с ослабленной иммунной системой и представителей так называемых групп риска. Это в целом не противоречит позиции ВОЗ.

Однако очевидно, что выбор между солидарностью с беднейшими странами мира, то есть между морально-этическими принципами и здоровьем собственного населения, состоянием собственной экономики будет во многом зависеть от скорости распространения "дельта"-штамма и роста количества случаев заболевания. Пандемия имеет, как выяснилось, еще и то побочное действие, что вынуждает под новым углом рассматривать этику международных отношений.

Рецепт победы: "диктатура вакцинации" + бустерные уколы

Эстонии, где количество новых случаев заболевания и доля уже привитых людей среди заболевших все больше тревожат врачей и власти, тоже придется сделать выбор. Решение это предстоит принять в ближайшее время, что будет явно непростой задачей, если учесть очевидное отсутствие согласия между политическими партиями, медиками и властями в отношении мер предотвращения распространения коронавируса.

Вернее, всем как бы понятно, что меры принимать необходимо, и они принимаются, но вот к уровню их жесткости отношение довольно разное. Чиновники от медицины, которые выглядят довольно растерянными, и врачи осторожно говорят о необходимости более суровых комплексных административных ограничений контактов между людьми. А правительство хотело бы этого избежать, осознавая, насколько болезненными может стать возврат к локдаунам для только-только начавшей оживать экономики, для просто-таки сумасшедшего потребительского спроса на товары и услуги.

Власть явно движется к введению различных явных и скрытых мер принуждения населения к вакцинации, разрешив, например, работодателям увольнять работников, отказывающихся делать прививку. Надо думать, правительство Эстонии (впрочем, так же, как и большинство правительств стран Евросоюза), движется к "диктатуре вакцинации", добиваясь как можно более высоких показателей иммунизации населения.

Пока неясно, остановится ли Таллин на ранее намеченном пороговом значении в 70% жителей (чтобы достичь его, осталось привить еще примерно 200 тыс. человек) или постарается довести показатели до более высоких цифр. Бустерная вакцинация потребует в два раза меньшего количества уколов. Но еще 800–900 тыс. инъекций в дополнение к тем 400 тыс. (по две на каждого вакцинируемого), что еще остается сделать в соответствии со старым планом, станут сложной задачей.

Хотя, как теперь говорят исследователи "поведения" коронавируса, штамм "Дельта" зачеркнул надежды достичь популяционного иммунитета и таким образом покончить с COVID-19, массовая вакцинация позволяет сократить количество тяжелых случаев заболевания и уменьшает для коронавируса возможности мутировать еще каким-нибудь опасным для людей образом.

Вероятнее всего, он навсегда останется с человечеством, периодически вызывая вспышки заболеваемости, но уже не имея такого сокрушительного влияния на экономику и повседневную жизнь.   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.