Эмбарго на импорт из России: Польшу ждут газовые и угольные митинги

© AP Photo/Matt Dunham

В Польше, где доля угля в общей генерации составляет около 70%, ввели эмбарго на поставки ресурса из России. Власти задобрят собственных шахтеров и поддержат антироссийскую повестку. Но вскоре Польше придется готовить население к "тяжелой и холодной зиме".

Пятый крупный пакет антироссийских санкций, который согласовали 27 стран Евросоюза 8 апреля 2022 года, предусматривает запрет на импорт угля из России.

Сроки эмбарго достаточно растянуты – европейским государствам дается четыре месяца на то, чтобы закупить достаточно угля у РФ, а также найти новых поставщиков. Однако оказалось, что не все хотят ждать до августа и подготавливать себе "подушку безопасности".

Президент Польши Анджей Дуда подписал закон, который предусматривает эмбарго на поставки угля из России, а также возможность заморозки активов субъектов и лиц, которые поддерживают эту страну.

В то же время в соседней балтийской стране население активно готовят к трудностям, которые возникнут из-за отказа от российских энергоресурсов. Литва уже начала ощущать, что значит эмбарго на поставки важнейшего ресурса для генерации в стране. Теперь на очереди Польша.

Поддержка мейнстрима без оглядки на будущее

Условия отказа от российского угля Варшава выставила достаточно жесткие. И дело не только в том, что запрет на поставки пришелся на период, когда энергоресурсы надо активно закупать. Запрещен ввоз и даже транзит угля из России, Белоруссии и Донбасса. В случае подозрения о нарушении этого закона груз могут изъять и наложить штраф в размере 20 млн злотых (около $5 млн).

Уголь является важнейшим источником энергии для генерации в Польше. Это полезное ископаемое покрывает 70% энергобаланса страны. Половину всего электричества Польша получает за счет сжигания каменного угля, еще около 20% – бурого. Причем большую часть угля в эту страну импортировали из России.

Как сообщает польское издание Dziennik Gazeta Prawna, в 2018 году Польша закупила в других странах 20 млн тонн угля, из которых почти 13,5 млн тонн было привезено из РФ. В 2019 году импорт этого ресурса в восточноевропейскую страну составил около 18-19 млн тонн, и более 70% поставила Россия. В 2020 году импорт угля во все страны Европы резко сократился из-за пандемии. Однако в процентном соотношении мало что изменилось. Согласно данным Eurostat, в 2020 году ЕС импортировал 53% каменного угля из РФ.

Всего Польша в последние годы закупала от 10 до 20 тонн каменного угля, и около 70-80% из этого объема было привезено из России. Конечно, у восточноевропейской страны есть собственные шахты. Однако нужно учитывать, что почти половина добычи в Польше приходится на низкокалорийный бурый уголь, который подходит не для всех целей. Например, для металлургии и другого тяжелого производства традиционно закупались российские ресурсы. Запрет на импорт угля из РФ больно ударит по промышленности страны, но президента, как и парламент, это не слишком волнует.

В беседе с Baltnews политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский объяснил, что в данный момент любая антироссийская мера в польском обществе будет воспринята положительно – независимо от того, как это отразится на самой восточноевропейской стране в перспективе. 

Уровень русофобии из-за активной "демонизации" Москвы в инфополе заставляет забыть про логику не только политические элиты, но и простого обывателя. Более того, там сейчас не особо думают о долгосрочных перспективах. Сейчас весна, а скоро начнется лето. Проблемы отопительного сезона кажутся далекими, зачем о них думать? А вот навредить России, разорвать с ней очередные связи – это мейнстрим.

"Нужно понимать, что еще до событий на Украине в конце февраля у польских властей назрели довольно серьезные претензии к наднациональным структурам Евросоюза по климатической повестке и "зеленой сделке", которую всем навязала Еврокомиссия. Особо в этом плане отличилась партия "Солидарная Польша", представители которой предлагали выдвинуть претензии Брюсселю, потребовав от него пересмотра программы по отказу Польши от угольной генерации", – рассказал Стремидловский.

"Нельзя забывать и про штрафы, которые Евросоюз назначил за использование Варшавой шахты "Туров" (обеспечивает сырьем около 8% выработки энергии в стране). Вполне возможно, что инициатива Дуды по отказу от закупок угля из РФ – это попытка предъявить Брюсселю меру (мы же якобы отказываемся от угля), в обмен на которую Евросоюз не будет требовать от Варшавы полного уничтожения отрасли по добыче и использованию угля на своей территории", – считает политолог.

Эксперт подчеркнул, что польский президент пошел на такой шаг еще и ради определенной части электората – шахтеров. Да, польский уголь дороже российского, а весомая его часть не подходит по своим характеристикам для отопления. Но для Анджея Дуды важно сохранить (а может даже увеличить) число рабочих мест для шахтеров. Это очень важная часть избирателей, с которой политическим элитам всегда приходится считаться.

"Каждый раз, когда шахтеры выходили на митинги, устраивали забастовки и выдвигали требования правительству (неважно, кто тогда был у власти), политикам в итоге приходилось идти на уступки. Вот и сейчас действующая власть не хочет зря злить эту часть электората, а наоборот, даже бросает им "кость". Более того, большой объем внутренней добычи угля расположен в Силезии – области, где присутствуют сепаратистские настроения, причем даже среди политических элит. Местные чиновники продвигают там не только концепцию национальной идентичности силезсцев, но даже популяризацию соответствующего языка. Злить их и давать им лишние поводы для недовольства Варшава не хочет", – поделился мнением Станислав Стремидловский.

Однако все это игры на краткосрочный период. О том, что будет через полгода-год, в Варшаве думать не хотят. Шахтеров Дуда сейчас успокоит и русофобский угар в обществе поддержит. Возможно, даже получится прийти к компромиссу с Брюсселем по вопросу сохранения угольной промышленности Польши. А вот что глава восточноевропейской страны будет делать с толпой (не шахтеров), которая осенью или в начале зимы выйдет на протесты в Польше, держа в руках счета за отопление с высокими ценами? Российского дешевого угля ведь уже не будет. 

"Также неизвестно, как будет решаться проблема со смогом в Кракове, где как только не хватает угля, население начинает топить печи чем попало, из-за чего в городе зимой дышать нечем. Об этом в польском правительстве думать пока не хотят", – заключил Станислав Стремидловский.

Тяжелые последствия необдуманных решений

В Литве, где на волне русофобии приняли очень поспешное решение отказаться от российского газа, на котором работает большая часть ТЭЦ в стране, уже начали задумываться о последствиях.

В начале апреля в Минэнерго страны с гордостью сообщили, что Литва стала первой в Евросоюзе страной, которая полностью отказалась от поставок российского газа. Теперь же премьер-министр Ингрида Шимоните начинает готовить население к тому, что новый отопительный сезон будет "менее комфортным".

Она отметила, что возможна ситуация, когда температура зимой будет опускаться ниже допустимой нормы. По сути власти уже сейчас намекают на то, что не смогут выполнить свои обязательства по отоплению домов предстоящей зимой. Однако с населения плату за отопление, хоть оно и не дотягивает до стандартов, будут взымать. Причем, скорее всего, еще и по очень высоким тарифам.

Сейчас перед правительством Литвы стоит непростая задача. Они отказались от трубопроводного газа из России, и им нужно чем-то его заменить. Перейти полностью на СПГ? Это красиво звучит в заявлениях политиков, но на практике непонятно, как это будет выглядеть. Норвежский газ (в виде поставок СПГ) тоже не может служить достойной альтернативой – он дороже, чем трубопроводный российский и даже чем сжиженный газ из РФ.

"Территория Литвы газифицирована примерно на 40-50%. Полностью переходить на импорт газа за счет закупок через СПГ-терминал в Клайпеде будет проблематично. В таком случае нужно, чтобы от Клайпеды расходилась сеть трубопроводов по всей стране, чтобы сжиженный газ на терминале (после конвертации в обычное состояние) можно было доставить до каждого потребителя в стране. Но вся хитрость состоит в том, что Литве, возможно, и не придется полностью переходить на импорт СПГ. Вильнюс не вышел из соглашения с Ригой и Таллином о закупке газа из Инчукалнского газохранилища (в Латвии)", – рассказал Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Стоит отметить, что по состоянию на 1 апреля Инчукалнское газохранилище было заполнено на 34% (7 тыс. 550 ГВт*ч газа) от своего максимального объема. При этом в графике на официальном сайте Conexus Baltic Grid видно, что с апреля этого года резко появился устойчивый спрос на мощности прокачки газа из России в Латвию (в том числе и для закачки в хранилище) по газопроводу, идущему со стороны Пскова и Изборска через эстонскую Лухамаа. Говоря проще, техническая возможность наполнять Инчукалнское ПХГ есть, а значит, Литва сможет забирать оттуда газ – российский.

"У Литвы вскоре появится возможность покупать газ у Польши через интерконнектор GIPL, правда стоимость углеводородов, вероятно, будет довольно высокой. У Варшавы сейчас лишних объемов газа нет, а значит, она может предложить Литве только американский СПГ, который Варшава конвертирует в обычное состояние на своем СПГ-терминале в Свиноуйсьце и после этого закачает в GIPL", – добавил Оленченко.

"Вряд ли Вильнюс пойдет на такие дорогостоящие закупки (в среднем американский СПГ для балтийских стран на 30% дороже, чем от других поставщиков). Впрочем, никто не запрещает литовским чиновникам спекулировать этой темой в инфополе. В итоге балтийские политики как бы и не ударяют в грязь лицом, ведь можно говорить о покупке СПГ через Клайпеду и даже у Польши, а на деле продолжать выбирать российский газ из Инчукалнского ПХГ", – отметил эксперт.

Другой вопрос, что можно было бы в принципе не отказываться от закупок газа у РФ напрямую, не строить сложные схемы с закупками из ПХГ Латвии (или на крайний случай – из СПГ-терминалов), тогда в итоге энергия в стране была бы дешевле. 

Вероятно, поэтому правительство балтийской страны сейчас и предупреждает население о трудном отопительном сезоне, констатирует Владимир Оленченко. Альтернатива у Литвы есть, но она все равно не сможет гарантировать Вильнюсу полную замену (по объему и цене) прямых поставок по российскому газопроводу.

Полноценно последствия принятых решений и в Польше, и в Литве проявятся не сегодня и даже не в ближайшие месяцы. Только когда начнется новый отопительный сезон и население поймет, что температура в домах не дотягивает даже до минимальных норм, а продукты в магазинах подорожают из-за проблем у промышленных предприятий, поднимется волна недовольств.

Для Украины, которая давно "отказалась" от российского газа, перейдя на виртуальный реверс, митинги из-за холода в домах стали нормой. Теперь угольные и газовые бунты ждут и Польшу с Литвой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.