Страны Балтии присоединились к общеевропейской системе контроля прямых иностранных инвестиций, которая официально запущена в работу 11 октября. Евросоюз собирается отслеживать и при необходимости пресекать попытки инвесторов из третьих стран заполучить "стратегически важные" для всего альянса предприятия и технологии.
Считается, что Евросоюз теперь полностью готов к защите своих стратегических интересов в экономике от посягательств третьих стран. И когда Брюссель говорит о "нежелательных" крупных инвесторах, нацелившихся на приобретение особо значимых для альянса активов, он имеет в виду, прежде всего, Китай.
Поднебесная довольно активно скупает в Европе компании и отдельные предприятия, включая и целые морские порты, инвестирует в строительство железных дорог, участвует в продвинутых научно-технических проектах. То есть делает все то, ради чего с китайцами стараются дружить многие не самые состоятельные государства Евросоюза.
Запад не мог ужиться с китайским портом Пирей
По оценкам Брюсселя, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в европейские предприятия сейчас составляет примерно 6,5 триллиона евро, и Китай, конечно, никак не дотягивает по размерам капиталовложений до США, которые потратили на покупку компаний в Европе в общей сложности примерно 5,1 триллиона евро.
Но темпы наращивания объемов китайских средств именно на стратегически важных направлениях экономики начали пугать многих в западноевропейских столицах.
Особенно отчетливо этот страх стал ощущаться после того, как в 2016 году китайская государственная компания приобрела контрольный пакет акций греческого порта Пирей. И с помощью льготных расценок принялась переманивать клиентов других морских портов Европы. А для удобства доставки их грузов Китай вложился еще и в строительство континентальных транспортных магистралей.
Кроме того, "исторический трансатлантический союзник" активно призывает Европу включиться в борьбу с "экспансией китайских коммунистов", и полностью игнорировать эти призывы Брюссель не может. Хотя, вводя ограничения для инвестиций по гео-политическому признаку, он в очередной раз нарушает принципы свободного рынка, фактически отказывается от поддержки процесса глобализации мировой экономики.
Все, что обеспечивает "общественный порядок"
В отличие от Литвы и Латвии, Эстония пока остается одной из немногих стран альянса, еще не имеющих полноценных собственных систем и органов контроля прямых иностранных инвестиций в стратегически важные предприятия. Но и она, конечно, не останется в стороне от борьбы Евросоюза с капиталовложениями третьих стран на "чувствительных" для Европы направлениях.
Брюссель относит к их числу, в частности, оборонные проекты PESCO, научно-технические разработки (Horizon 2020), космические программы (например, Galileo), связь и транспорт, производство полупроводников. Может быть запрещена также сделка с иностранным инвестором, которая "способна повредить проекту или программе", отвечающим интересам всего Евросоюза.
И вообще все, что обеспечивает "безопасность и общественный порядок".
Следовательно, в число стратегически важных для нескольких государств альянса автоматически попал бы, например, и подводный тоннель между Хельсинки и Таллином. Если бы намерение финских энтузиастов воспользоваться щедрым предложением китайских инвесторов нашло воплощение в реальном проекте, блюстители стратегической безопасности все равно бы его "утопили".
Кто будет определять "благонадежность" инвестора
В теории система отслеживания прямых иностранных инвестиций требует от стран альянса контролировать сделки местных компаний с покупателями активов из третьих стран, оценивать их и в конфиденциальном порядке консультироваться по этому поводу с союзниками и Брюсселем, а затем, обязательно учитывая их "рекомендации", разрешать, ограничивать или вовсе запрещать сделку.
А на деле все это будет означать, что местные власти, европейские "тяжеловесы" и Брюссель получат возможность остановить и запретить практически любую куплю-продажу фирм, их акций, долей или паев с участием "нежелательных" иностранных инвесторов.
Ведь критерии оценки степени "опасности" такой сделки для "стратегических интересов" страны альянса могут как бы и сами придумать.
Скажем, покупка местной фирмы китайской, российской или бразильской компанией может быть сочтена "нежелательной", а такая же сделка с участием американского или британского покупателя – совершенно безопасной и даже более предпочтительной. Интересный новый критерий оценки инвесторов и выбора победителей тендеров вводит Брюссель.
Хотя Евросоюз как бы оставляет для иностранных инвесторов варианты оспаривания запретительных решений национальных правительств, но можно заранее сказать, что судиться с властями из-за разных толкований понятия "благонадежность" отвергнутый инвестор вряд ли станет. Дело заведомо проигрышное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.