Правительственная поддержка интереса к электромобилям в Эстонии как бы существует, учреждена с декабря прошлого года, но именно слова "как бы" наиболее полно отражают степень ее эффективности. Хотя, вероятно, позволяют представителям Таллина в Евросоюзе уверенно говорить о мерах стимулирования продаж "чистого транспорта".
А это важно, поскольку каким-то мистическим образом малолюдная Эстония стала, по данным Eurostat на 2018 год, лидером Евросоюза по среднему количеству парниковых газов, содержащихся в выхлопных газах новых автомобилей. Вряд ли дело в том, что эстоноземельцы по причине ненависти к атмосфере своей станы покупают машины с самыми "грязными" двигателями, проблема, вероятнее всего, в какой-то статистической хитрости.
Но как бы там ни было, транспорт остается больной темой для Таллина с точки зрения достижения "зеленых" целей. Свертывание сланцевой энергетики (спорное с позиции экономической оправданности и энергетической безопасности), решает проблему выбросов углерода в эстонскую атмосферу в целом, но за "грязный" транспорт страну в любом случае будут всячески склонять на уровне Евросоюза, а может, и штрафовать начнут.
Продавцы кивают на государство
Хотя продавцы автомашин в Эстонии говорят об увеличении продаж электромобилей, но цифры называют скромные и затрудняются с объяснением истинных причин некоторого роста спроса на электрические транспортные средства. Которые, как известно, стоят существенно дороже традиционных дизельных и карбюраторных машин.
Судя по комментариям местных продавцов автомашин, этим летом спрос на электрокары немного вырос (в июне продано аж 22 штуки, в то время как за весь прошлый, 2019 год было реализовано всего 77 машин). Правда, доля электрических авто в масштабах 26 тысяч купленных за год машин остается ничтожной. И всерьез говорить о каких-либо переменах в предпочтениях рынка Эстонии пока не приходится. А потому продавцы надеются на помощь государства.
Тем временем условия, на которых государственный Центр инвестиций в окружающую среду Эстонии (KIK) готов выплатить покупателям электромобилей относительно скромные суммы компенсаций, напоминают кабальный договор. Может быть, и не кабальный, но он точно совсем не похож на метод стимулировать людей покупать "дружественные" природе транспортные средства.
Придется много и далеко ездить
Пособие выплачивается только на покупку электромобилей определенных категорий (гибриды не упоминаются), стоимость машины не должна превышать 50 тысяч евро (без налога). Владелец обязан гарантировать, что проедет за четыре года не менее 80 тысяч километров и в основном только по дорогам Эстонии.
"Получивший пособие владелец электромобиля обязан отчитываться перед KIK о пройденном километраже в течение четырех лет", – говорится в тексте условий предоставления субсидии. Хотя там и не сообщается, что будет с тем, кто не сможет "намотать" за четыре года 80 тысяч километров по в общем-то маленькой стране, но, очевидно, ничего хорошего с ним не произойдет.
Вероятно, деньги (в пределах 5 тысяч евро) придется вернуть и в том случае, если владелец электромобиля вовремя не отчитается о километраже. Можно, правда, за свой счет установить специальное следящее устройство, и тогда самому присылать отчеты не придется. Но сам факт наличия в начинке машины какого-то чужого "глаза", который что-то там отслеживает, многим почему-то неприятен.
Подзарядить аккумулятор тоже негде
Чтобы проехать все эти упомянутые минимальные 80 тысяч километров, "счастливый" обладатель электрокара обязан подзаряжать его только "энергией из возобновляемых источников". Грубый математический подсчет показывает, что машину придется подзаряжать не менее 270 раз за 4 года.
Осталось выяснить, много ли в стране мест, где можно подключиться к "зеленой" розетке и как отличить правильную энергию от той, что получена из "неправильных" источников. И правду ли говорят некоторые продавцы электричества, утверждающие, что именно их продукция достаточно "зелена" и потому стоит дороже?
Остается еще добавить, что у Эстонии нет пока сети зарядных станций, которые гарантировали бы владельцам электрокаров, что они не застрянут где-нибудь посреди лесного шоссе по причине разрядки аккумуляторов машины.
Частные компании – розничные продавцы топлива и, соответственно, владельцы сетей автозаправочных станций особенно не торопятся с созданием параллельной сети электрозарядок (хотя кое-что и делают) по причине малого количества потенциальных клиентов. А эстонское государство в отличие, скажем, от Германии, где вкладывают миллионы в создание придорожных электрозарядных станций, позволить себе такие затраты не может. Или не особенно хочет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.