В отличие от парламентских выборов, на местных право голоса имеют все постоянные жители Эстонии вне зависимости от их гражданства. А значит, голоса русскоязычной трети населения страны будут тут иметь для эстонских партий очень важное значение.
Примечательно, что в последние десятилетия вопрос о предпочтениях русских в принципе не стоял – большинство из них дружно голосовали за центристов. Но теперь ситуация изменилась.
Даже сами члены Центристской партии в кулуарах признаются, что с сильным волнением ждут результатов местных выборов, после которых им с большой вероятностью придется не только поступиться единоличной властью в Таллине, но и уйти в оппозицию в ряде других ключевых регионов страны. Значительное падение рейтингов центристов показывают практически все социологические исследования.
Устали от пустых обещаний
Причина утраты центристами доверия русскоязычных очевидна – люди устали от постоянной эксплуатации ими так называемых русских проблем, которые не решались даже тогда, когда центристы входили в ту или иную правящую коалицию.
Избиратели начали осознавать, что за бесконечными обещаниями не следуют реальные дела. Поэтому и отговорки центристов, объясняющих отсутствие результатов по "русским вопросам" трудностями переговоров с тем или иным коалиционным партнером, больше не работают.
В конце концов, если бы эти вопросы для Центристской партии имели ключевое значение, то она бы просто отказалась входить без их решения в очередной правящий союз. Но, видимо, власть для них важнее интересов избирателей, и в таком случае падение рейтингов было лишь вопросом времени.
Свою роль в проблемах центристов, безусловно, сыграли и коррупционные скандалы, и общая усталость населения от их многолетнего правления на северо-востоке Эстонии.
Конечно, у партии есть неплохой задел, созданный еще во времена лидерства в партии Эдгара Сависаара. Его будет достаточно, чтобы сформировать довольно сильные фракции в местных самоуправлениях, но без внутренней трансформации этого хватит лишь на несколько лет. А если партия еще и потеряет ведущие позиции на местах, то процесс снижения поддержки населения усилится в разы.
Конкуренты не дремлют
Естественно, все происходящее видят конкуренты центристов и активно пытаются переманить освободившиеся русские голоса на свою сторону. Как ни странно, но на данный момент наибольшего успеха в этом достигла националистическая Эстонская консервативная народная партия (EKRE), которую прежде трудно было заподозрить в симпатиях к неэстонцам.
Наблюдатели отмечают, что эта партия уже некоторое время последовательно отходит от крайних, задевающих чувства неэстонцев лозунгов, делая упор на традиционные ценности – семью, противодействие пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации, борьбу с приемом беженцев.
Это многим русским нравятся и превращает в их глазах EKRE в обычную эстонскую партию. Несомненно, "обелению" имиджа партии способствовал и ее союз с центристами в прошлой правящей коалиции.
К тому же EKRE начала активную работу на северо-востоке страны, сумев привлечь в свои ряды немало известных в регионе русскоязычных деятелей. Можно предположить, что в ближайшее время подобная деятельность будет развернута и в Таллине.
Ассимиляция и ЛГБТ
На часть русских голосов, вероятно, сможет претендовать и широко рекламируемая мейнстримными СМИ партия "Эстония 200". Несмотря на то, что ее костяк составляют бывшие члены националистического "Отечества" (Isamaa), часть неэстонцев, как ни странно, положительно восприняли идеи лидера партии Кристины Каллас об объединении русских и эстонских школ на базе эстонского языка.
Так что можно предположить, что "Эстония 200" получит голоса русских, сознательно выбравших для себя путь ассимиляции. С учетом массированной пропаганды в СМИ таких может оказаться немало.
Определенная часть голосов русских может отойти и представителям Социал-демократической партии. Особенно активной работы с неэстонцами партия не проводит, но у нее есть русское крыло и несколько известных русскоязычных и свободно говорящих на языке спикеров. Вероятно, соцдемы получат и голоса представителей ЛГБТ, о "защите прав" которых эта партия говорит чаще всех других.
Оставшиеся крупные политические силы – Партия реформ и "Отечество" – на русского избирателя явно не рассчитывают, а потому и не предпринимают для его привлечения никаких действий.
Ждать ли сильных русских списков?
В некоторых самоуправлениях Эстонии традиционно будут сформированы предвыборные союзы. Однако последние почти никогда не формируются и не имеют поддержки по национальному признаку – скорее, по интересам определенной группы населения волости или города.
В начале лета в кулуарах ходили разговоры о создании так называемого единого русского предвыборного списка в Таллине, предположительно имевшего поддержку бизнеса и нескольких известных в русскоязычной среде фигур. Но, похоже, его инициаторы, взвесив шансы и свои финансовые возможности, на время от идеи отказались. Хотя это не исключает появления в последний момент в столице (как это случалось и раньше) заведомо непроходных безденежных маргинальных русских списков.
Можно констатировать: голоса русскоязычного населения Эстонии все сильнее дробятся. Если в ближайшие годы не возникнет новых очагов притяжения, то поддержка распределится в основном между Центристской партией, EKRE и "Эстонией 200" – с дальнейшим постепенным перетеканием в последние.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.