Падение рейтинга премьер-министра Эстонии – отражение естественных процессов в обществе

© AP Photo/ Johanna Geron

Резкое падение популярности нынешнего правительства и его главы Каи Каллас вряд ли стало сюрпризом для большинства жителей Эстонии. Метания при принятии важных решений естественным образом превращают вчерашних фаворитов в ответственных за ухудшение ситуации в стране.

По данным опроса, проведенного в конце января социологической фирмой Norstat, 63% респондентов недовольны работой Каи Каллас на посту премьер-министра Эстонии, а 56% считают, что правительство справляется со своей работой плохо или очень плохо.

По сравнению с аналогичным опросом месячной давности, недовольство деятельностью как премьер-министра, так и правительства в целом выросло на восемь процентных пунктов.

Комментируя ERR результаты опроса, социолог Мартин Мельдер отметил, что деятельностью премьер-министра и правительства довольны лишь избиратели Партии реформ, из которых 77% одобряют действия Каллас, а 82% – правительства в целом.

"Глядя на цифры поддержки деятельности правительства и премьер-министра, можно сказать, что нынешнее правительство и премьер-министр представляют не всех избирателей Эстонии, а скорее узкий круг сторонников Партии реформ", – заметил Мельдер.

Бронза – сплав неоднозначный

В словах социолога Мельдера содержится указание именно на ту основную тенденцию, которая, с одной стороны, снижает рейтинги, а с другой – помогает реформистам годами выходить из затруднительных ситуаций, постоянно возвращаясь к власти.

Дело в том, что избиратель реформистов очень стойкий. Фактически партия представляет из себя политическое объединение "богатых и успешных", крупного бизнеса, который при любых жизненных ситуациях найдет средства для влияния на избирателя. Да и рядовые реформисты и сторонники партии – как правило, люди небедные, а потому экономические потрясения, например, в связи с ростом цен на электроэнергию, лично влияют на них не столь уж сильно.

В этом смысле ставшая уже притчей во языцех фраза председателя Партии реформ премьер-министра Каи Каллас о ее родителях-пенсионерах, которые не нуждаются в помощи государства, является отличным примером понятий, царящих в возглавляемой ею партии.

Другое дело, что столь жесткая отделенность от нижних слоев общества не раз играла с реформистами злую шутку – они просто "бронзовели" от своей значимости и ощущении неуязвимости, и в результате все сводилось к бездумной перестановке ими цифр в Excel, приводящей к ссорам даже с теми политическими силами, которые зависели от реформистов. Так Партия реформ уже однажды даже оказалась в оппозиции.   

Центристский нос по ветру

Это может случиться и теперь. Резкое падение популярности реформистов тянет на дно и второго участника нынешнего правительства – Центристскую партию. А это в преддверии намеченных на следующую весну парламентских выборов никак не может устраивать последних.

Согласно упомянутому исследованию, среди сторонников центристов деятельность премьера не одобряют 73%, а правительства – 55%. С этим нельзя не считаться.

Именно опасениями за результаты в марте 2023 года можно объяснить лавину критических заявлений со стороны центристов в адрес своих партнеров по правящей коалиции, хлынувшую в последнее время в связи с коронавирусными ограничениями и регулированием цен на электроэнергию и газ.

Понятно, что пока это напоминает бурю в стакане и имитацию активной деятельности ради пиара. Центристам очень не хочется, чтобы в сознании избирателей ограничение прав людей в связи с пандемией, а также исходящий от "зеленого перехода" откровенный грабеж населения через счета на свет и тепло, увязывались с именем их партии.

При этом возглавить "освобождение" от ограничений для центристов было бы отличной рекламой. Тем более, что лидерство в этой борьбе уже давно заняла оппозиционная Эстонская консервативная народная партия (EKRE), неуклонно лидирующая во всех рейтингах популярности политических сил республики на протяжении многих месяцев.

Сменят ли премьера?

Можно предположить, что реформисты в ближайшие месяцы все-таки попытаются выправить свой рейтинг, в том числе, возможно, за счет смены на посту лидера и премьер-министра Каи Каллас. Уже сейчас появилась информация о том, что она может претендовать на пост нового генсека НАТО.

Если это не получится, то, без сомнений, ей найдут другую почетную должность для того, чтобы это не выглядело поражением реформистов. Впрочем, если этого до лета не произойдет, Центристская партия вполне сможет разыграть вариант с "перетряской" коалиции.

Сделать это будет не очень просто, поскольку потенциальный партнер по новому правительству – EKRE – за предвыборный год, находясь в оппозиции, сможет набрать гораздо больше очков, чем находясь в правительстве, чтобы триумфально победить на парламентских выборах.

Но все-таки какие-то варианты возможны, особенно с учетом того, что на днях сменился лидер также входящей в парламент Социал-демократической партии. Возможно, занявший этот пост Лаури Ляэнеметс не будет столь сильно противиться переговорам с EKRE, как это делали предшественники. И тогда комбинации правительства могут быть весьма неожиданными.

После возникновения предыдущей правящей коалиции (Центристской партии, EKRE и "Отечества"), включавшей, казалось, несовместимые между собой силы, в эстонской политике уже ничему нельзя удивляться. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.