Если посмотреть на полученные по результатам местных выборов средние по Эстонии цифры формально, может показаться, что народ снова поддержал многолетнего "любимчика" – Центристскую партию.
На самом же деле, набрав 24,4% от общего числа поданных по стране голосов, центристы проиграли в ключевых пунктах – утратили абсолютное большинство в Таллине и лишились власти в Нарве. А это способно повлиять и на дела на уровне государства, и на судьбы Центристской партии в целом.
Победа на грани фола
Комментируя результаты выборов, действующий мэр Таллина Михаил Кылварт даже не скрывал разочарования. В интервью ERR после оглашения предварительных итогов голосования он сказал следующее:
"Мы, т.е. ведущие деятели в Таллине, не смогли доказать и показать, что мы способны реализовывать свои обещания и программу; люди хотят перемен. Все другие партии, которые объявили, что главной проблемой в Таллине является Центристская партия, теперь должны доказать, как они проводят изменения. Разумеется, мы не откажемся от ответственности [перед своими избирателями], но этот первый круг [коалиционных переговоров] должен быть между всеми теми партиями, которые коллективно выиграли выборы [в Таллине]".
И действительно: центристы впервые за 16 лет утратили абсолютное большинство в столичном горсобрании, где они теперь получат 38 мандатов из 79. Это означает, что в Таллине будет либо образована коалиция центристов с другой партией или партиями, либо все остальные партии создадут коалицию без участия центристов.
Учитывая разношерстность прошедших в Таллинское горсобрание партий, представить себе их союз, основанный исключительно на противостоянии центристам, крайне сложно. Вероятно, он и не состоится, о чем уже заявил, к примеру, лидер столичного списка Социал-демократической партии Раймонд Кальюлайд.
"Коалиции против центристов и Кылварта не будет. […] Победителем муниципальных выборов в Таллине стала Центристская партия. Первый номер Центристской партии, мэр Михаил Кылварт также получил очень мощный личный мандат для продолжения работы на посту руководителя Таллина. В этой ситуации социал-демократы считают для себя невозможным участвовать в коалиции против победившей на выборах партии. Я заявляю однозначно: коалиции против Центристской партии и Кылварта не будет", – написал на своей странице в Facebook Раймонд Кальюлайд, член Социал-демократической партии, получившей шесть мандатов в столичном парламенте.
Понятно, что слова Кылварта о том, что он готов уступить первый тур в формировании правящей коалиции соперникам, – не более чем трюк ради набивания себе цены для будущих переговоров. Если о создании коалиции договорятся, например, Партия реформ, Социал-демократическая партия и "Эстония 200", не взяв к себе в компанию Эстонскую консервативную народную партию (EKRE) (с ней исключали сотрудничество еще до выборов сразу несколько из упомянутых партий), то можно не сомневаться, что городскому правительству меньшинства центристы образоваться не дадут.
В свою очередь, объясниться перед избирателями за союз с EKRE, который гарантированно дал бы перевес при голосовании в горсобрании, тем же социал-демократам было бы по мировоззренческим соображениям столь же трудно, как членам Центристской партии – после последних парламентских выборов. Во многом именно это и привело их к утрате большинства в Таллине и Нарве.
Поэтому наиболее вероятным на данный момент кажется вариант формирования правящей коалиции в Таллине из центристов и реформистов.
Этим партиям с большим запасом хватит перевеса голосов в горсобрании. Заодно это укрепит существующую аналогичную коалицию на уровне государства. Любой другой вариант с участием Партии реформ мог бы стать причиной развала нынешнего правительства премьер-министра Каи Каллас.
Трудный разговор еще впереди
Другой вопрос – в том, что утрата единоличного правления в Таллине поставит ребром проблему влияния и руководства внутри Центристской партии. Получивший на выборах откровенно провальный результат нынешний партийный лидер Юри Ратас вряд ли захочет без боя сдать бразды правления рекордсмену этих выборов Михаилу Кылварту. Вслед за Ратасом при возможной официальной передаче руководства партией Кылварту может отколоться и так называемая эстонская часть центристов.
Остроты ситуации придает полный провал центристов на выборах в Нарве. Там победителем вышел "Список Катри Райк", получивший 15 из 31 мандата в горсобрании. Четыре мандата достались избирательному союзу бывшего мэра Алексея Евграфова "Да здравствует Нарва!". Еще два места получила партия "Эстония 200". Центристы сохранили всего десять мандатов и, скорее всего, в правящую коалицию не попадут.
Впрочем, все будет зависеть от способности к компромиссам самой Катри Райк. Без привлечения второго партнера она сформировать городское правительство не сможет, а станет ли им "Эстония 200" или блок Евграфова (или они оба), покажет ближайшее время.
Вариант коалиции центристов с "Да здравствует Нарва!" и "Эстония 200" теоретически тоже возможен, но, учитывая личные взаимоотношения местных политиков, пока маловероятен.
Комментируя результаты Алексей Евграфов отметил, что в коалиционных переговорах союз "Да здравствует Нарва!" собирается отстаивать намерение быть равноправными партнерами.
"Направление программ списка Катри Райк и Центристской партии совпадают с нашими, поэтому, думаю, компромисса мы сможем достичь везде", – добавил он.
Некоторое удивление вызывает слабый результат, показанный в Нарве списком EKRE, набравшим 4,2% голосов. Впрочем, несмотря на активную работу партии в последние месяцы в данном регионе, у нее не было времени для достаточной раскрутки новых имен.
Кроме того, многие русскоязычные жители северо-востока Эстонии еще помнят резкую антирусскую риторику лидеров EKRE прошлых лет, что склонило протестные голоса в сторону "Списка Катри Райк" и "Эстонии 200". Но, как можно понять из заявлений лидеров национал-консерваторов, проделанную сейчас работу они считают неплохим заделом перед следующими парламентскими выборами.
Минус – партиям, плюс – предвыборным союзам
Потеряли центристы единоличную власть и в другом значимом городе северо-востока страны – Кохтла-Ярве, где Центристская партия получила всего 12 из 25 мест в городском собрании. Также в городское собрание прошли Социал-демократическая партия – пять мандатов, избирательные союзы "Рестарт" – четыре, "Прогресс" и Партия реформ – по два у каждого.
Стоит напомнить, что на выборах 2017 года у центристов в Кохтла-Ярве было 15 мандатов, у соцдемов – пять мест, а у реформистов – два.
Выборы в Тарту ожидаемо выиграла Партия реформ, которая управляет городом с 1997 года и еще ни разу не проигрывала там выборы. В этот раз реформисты обеспечили себе 19 из 49 мандатов в горсобрании.
В Пярну победу одержала EKRE, опередив реформистов. Консерваторы получили в Пярну 24,1% голосов и десять из 39 мест в горсобрании.
Если вернуться к общим результатам выборов по стране, то стоит обратить внимание на то, что различные избирательные союзы выступили практически наравне с центристами, получив 24,3% голосов. А это значит, что коррупция, а также связанные с коронавирусом негативные явления и ошибки все больше заставляют людей искать достойных вне крупных партий.
Среди общегосударственных политических сил вторую строчку на муниципальных выборах заняла Партия реформ, которую поддержали 17,3% из числа проголосовавших. За EKRE проголосовали 13,2%, а за "Отечество" (Isamaa) – 8,4%.
Еще 6% голосов получили кандидаты от новой партии "Эстония 200", которая в прошлых выборах не участвовала и многими избирателями воспринималась как альтернатива. 5% получили социал-демократы.
По сравнению с прошлыми выборами, результаты большинства партий ухудшились: четыре года назад центристы получили 27,3% голосов, реформисты – 19,5%, а социал-демократы – 10,4%. Исключением стали две консервативные партии. EKRE улучшила свой результат с 6,7% в 2017 году до 13,2%, а "Отечество" – с 8% до 8,4%. Главными проигравшими стали социал-демократы, которые получили в два раза меньше голосов, чем четыре года назад.
Ближайшие несколько недель будут идти активные коалиционные переговоры. Приведут ли они к значительным изменениям в принимаемых на местах решениях – будет видно уже очень скоро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.