Вопрос размещения мигрантов, в основном из стран Африки и Ближнего Востока, нахлынувших в Литву через границу с Белоруссией, встал для литовских властей остро – их слишком много. Только с полуночи вторника, 3 августа, в Литве заблокировали въезд около 180 мигрантов, сообщили балтийские СМИ со ссылкой на начальника литовской пограничной службы Рустамаса Любаеваса.
Кроме того, не все мигранты пересекают границу только через пункты пограничного контроля. В среду, 4 августа, вступает в силу документ, подписанный министром внутренних дел Литвы Агне Билотайте в понедельник, предписывающий литовско-белорусской пограничной службе и ведомствам, оказывающим помощь в недопуске мигрантов в страну, немедленно отправлять их на ближайший пограничный переход.
Предписанием разрешено в отношении мигрантов, не соблюдающих законные требования должностных лиц, использовать средства устрашения, применять психологическое давление и физическую силу.
Казалось бы, все логично и понятно – государственную границу охранять необходимо. Но риторика многих балтийских политиков заставляет усомниться в объективности интерпретации происходящего.
Главное – о доказательствах заявить
В среду, 4 августа, балтийские СМИ опубликовали высказывания председателя сейма Литвы Виктории Чмилите-Нильсен, которая выразила поддержку введенной на этой неделе политике разворота нелегальных мигрантов, но усмотрела в ней риски относительно соответствия такой практики международному праву.
Она оценила принимаемые меры как необходимые в сложившейся для Литвы кризисной ситуации. А далее произнесла: "Естественно, что в условиях меняющейся ситуации и удвоения или даже утроения режимом [в Белоруссии] усилий по оказанию давления и на Литву, и на весь [...] Европейский союз нам нужно принимать более жесткие меры".
"Эти меры временные, и они направлены как ответ на гибридную атаку. У наших партнеров и международных организаций, институций есть доказательства, так же, как и у нас, что эта атака, эти действия организованы белорусским режимом", – заявила Чмилите-Нильсен.
И подытожила: "Так что имея доказательства, что эти действия организованы режимом, мы и принимаем те меры, которые в иных обстоятельствах выглядели бы чересчур жесткими".
Доказательств, правда, Виктория Чмилите-Нильсен так и не привела, а в конце своих мыслей отметила, что "при применении политики разворота мигрантам предоставляются право и возможность обратиться по поводу предоставления убежища на официальных пунктах погранконтроля".
Мигранты – отличный повод обвинять соседей
Председатель комитета безопасности и национальной обороны Сейма Литвы Лауринас Касчюнас, передают балтийские СМИ, рассуждая о соблюдении принципа соразмерности в процессе применения оговоренных выше мер, также заявил: "Во-первых, наши приемные помещения ограничены. То, что мы видим в лагерях беженцев, уже требует более решительных действий. Во-вторых, я думаю, что намеки Лукашенко вооруженным "священным" воинам на то, что такие люди также могут переехать в Литву, являются одним из факторов в реализации таких мер".
А министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас выразил надежду, что провокаций, связанных с совместными российско-белорусскими учениями "Запад", удастся избежать. "Учения пройдут далеко от литовской границы. Предпосылки для появления дополнительных возможностей на белорусской стороне – я так не думаю. Мы надеемся избежать провокаций с применением оружия", – сказал Анушаускас, добавив, что армия готова к любым событиям.
И подчеркнул, что в случае провокации с применением оружия будет введен совершенно иной правовой режим. Справедливости ради следует отметить, что ни разу за время проведения каких-либо учений ни со стороны России, ни со стороны Белоруссии провокаций не допускалось в принципе. Но литовских политиков такой факт, видимо, не смущает.
Правда – ничто, политические заявления – все
Ранее Baltnews уже рассказывал, как еще в конце июля министры обороны Эстонии, Латвии и Литвы Калле Лаанет, Артис Пабрикс и Арвидас Анушаускас обсудили возможные шаги по усилению безопасности Балтийского региона, "оказавшегося под гибридной атакой". Причем если сначала речь шла о гибридной атаке со стороны Белоруссии на Литву, то потом, усилиями тех же балтийских политиков, гибридной атаке подверглись уже все страны Балтии, весь Евросоюз, его ценности и даже НАТО.
В Эстонии об этом заявили и президент страны Керсти Кальюлайд, и заместитель командующего Силами обороны генерал-майор Вейко-Велло Пальм, и бывший командующий Силами обороны Эстонии, ныне депутат Европейского парламента от партии "Отечество", Рихо Террас. Кстати, Рихо Террас, помимо прочего, даже предположил в происходящем с Литвой и участие российского президента Владимира Путина.
Государственные лица стран Балтии, представляя западную политику в Балтийском регионе, таким образом используют миграционный кризис в Литве для нагнетания негативной обстановки в отношении Белоруссии. Что выглядит прямым продолжением их многолетней политики – попыток дискредитировать в глазах общественности лидера соседнего государства Александра Лукашенко, оказания поддержки белорусской оппозиции в лице Светланы Тихановской, переписывание истории времен Великой Отечественной войны, сманивание к себе белорусских специалистов, блокировка проекта БелАЭС, инициация различных санкций в отношении предприятий и государственных лиц Белоруссии и так далее.
Но за всем этим скрываются истоки самой проблемы массового исхода людей из стран, где на протяжении многих лет Запад проводил свою "демократическую" политику, исполнительной частью которой являются и страны Балтии.
Baltnews уже напоминал в связи с этим, что в свое время покойный ныне ливийский лидер Муаммар Каддафи предупреждал Запад об опасности вмешательства в жизнь и уклад стран Африки и Ближнего Востока, о большой вероятности чудовищного миграционного кризиса, который станет плодом такой политики. Но балтийские государственные деятели умалчивают о взаимосвязи действий стран Запада и миграционного кризиса, в частности, в Литве.
А тем временем риторика балтийских политиков уже подхвачена комиссаром Еврокомиссии Илвой Йоханссон, инспектировавшей литовско-белорусскую границу, и отвезена в Брюссель, где, вполне возможно, скоро начнет громко транслироваться с высоких трибун ЕС.