В этом году у Украины, как и у Грузии, состоялся 6-летний юбилей подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Пятый по счету президент Украины, фактически назначенный американцами на эту должность, Петр Порошенко торжественно поставил свою подпись под заключительной экономической частью Соглашения. С этого момента началась так называемая безальтернативная евроинтеграция Украины.
Как этот процесс расколол народ Украины и само государство, сегодня широко известно. Но и шесть лет назад думающие люди прекрасно понимали, что иного исхода ни теоретически, ни практически быть не могло, но все националистические, фашиствующие политсилы на Украине, выполняя заказ своих хозяев, лезли из кожи вон, чтобы любыми средствами, вплоть до государственного переворота, осуществить этот проект.
До этого момента шла яростная обработка общественного мнения, простым людям рисовались райские перспективы. Тогдашняя оппозиция получила на это немалые суммы, которые и были истрачены по назначению, при том, что Виктор Янукович и его правящая "Партия регионов" вели себя очень пассивно.
Когда Европа была на Украине
Одним из самых ярких и энергичных агитаторов, навязывающим украинскому народу ассоциацию с ЕС, был Арсений Яценюк – лидер тогдашней политической оппозиции. Несмотря на свою далеко не голливудскую внешность, он снялся в коротких агитационных роликах "Что такое Соглашение с Евросоюзом для каждого из вас?". Будущий премьер обрушил на своих сограждан фонтаны информации. Он клятвенно обещал, что заработные платы и пенсии станут в пять раз выше после вступления в Европейский союз. Обещал и современную медицину, которая будет каждому по карману, что увеличит продолжительность жизни. Он обещал Украине новые технологии, огромные инвестиции, большой рынок, дешевые кредиты, новые рабочие места. Перечисляя украинцам все преимущества Евроассоциации, Яценюк сказал следующее: "Украина будет в Европе, а Европа – на Украине".
Будь Яценюк простым коммерческим пиарщиком, против него можно было бы возбудить уголовное дело по обвинению в недобросовестной рекламе. Но он проходит в ранге политических деятелей, и поэтому его ответственность за этот бессовестный обман должна быть на много порядков выше. Над его рекламными роликами и обещаниями невозможно даже шутить и смеяться, потому что они стали одними из многочисленных компонентов игры на разрушение Украины.
Наверное, было бессмысленно объяснять, что Украина и так всю свою историю находилась в Европе. Однако в одном его слова действительно исполнились. Европа пришла на Украину, причем не в первый раз. Европа приходила в лице польских панов, беспощадно тиранящих, грабящих, презиравших и уничтожавших украинский народ.
И в XX веке Европа была на Украине в виде гитлеровских орд, разделявших ее на регионы и готовящих ее для колонизации представителями арийской расы.
Пришла Европа и сегодня, только не в виде оккупационных войск и гаулейтеров, а в виде газовых компаний, которые зарабатывают огромные деньги на виртуальном "реверсе" топлива, в виде девятого вала импортных товаров, затопивших Украину и освобожденных от пошлин.
Пришла Европа на Украину и в виде руководителей наблюдательных советов государственных корпораций и госбанков, частных компаний. Это сынок Джо Байдена у всех на виду и на слуху, а таких, как он, "засланных казачков" – великое множество. О многих других "европейских ценностях", которые внедрили в украинскую экономику, культуру и общественную жизнь, и говорить не хочется.
Министры, выдвинутые Евромайданом, продолжали европропаганду. Министр экономики Павел Шеремет за два дня до подписания экономической части Соглашения с умным видом анализировал риски. Он считал, что все убытки, связанные с потерей российского рынка сбыта, компенсирует рынок ЕС.
"Потенциально это намного больший рынок. Там выше качество, там выше стандарты. И, в конце концов, это не только рынок, это не только торговля, это часть нашей европейской интеграции", – прогнозировал министр.
Он очень надеялся на украинскую пищевую промышленность, аграрный сектор, энергетику, машиностроение и IT.
Вот этому бы министру задуматься бы над своими словами про более высокое качество и стандарты. Тогда он мог бы узнать, что рынок – это в первую очередь торговля. А рассчитывать, что во имя европейской интеграции Украины ей на халяву будут отваливать бонусы, не стоило. Со своей стороны европейские бюрократы на словах всячески поддерживали украинцев. Президент Еврокомиссии Жозе Баррозу назвал момент подписания Соглашений об ассоциации историческим и добавил, что это только первый шаг.
"Эти соглашения не конец сотрудничества. Это не конец сотрудничества – это начало новой дороги", – заявил Баррозу.
Вот тут к Баррозу никаких претензий быть не может. Он сказал правду про начало новой дороги – но эта дорога в никуда.
Реальную ситуацию на Украине понимали. Тогдашний премьер-министр Николай Азаров постоянно указывал на целый ряд объективных негативных последствий. Он не просто говорил, а приводил точные цифры и расчеты. Азаров не раз выступал на телевизионных ток-шоу, пытаясь донести правду до украинской общественности. Но там его встречали целые команды от оппозиции, которые высмеивали и глумились над человеком, ясно представляющим реальность. Азаров говорил, что переориентация, переход на новые стандарты потребует вложения в экономику – примерно 165 миллиардов евро. Европа же Украине предложила всего один миллиард.
Оппозиционеры, мнящие себя настоящими политиками, высмеивали премьера, называли эту сумму космической. На деле они проявили лишь свою полнейшую некомпетентность, что очень дорого обошлось Украине. Европейский рынок для Украины оказался недоступным. Но, как и предупреждал Азаров, стремительными темпами начался процесс деиндустриализации страны, который и продолжается все шесть лет.
Ретроспектива
В промышленном секторе идет перманентное падение производства, без надежд даже на минимальный рост. В этих условиях не мешало бы вспомнить, что собой представляла Украина в советское время. Покидая Советский Союз, Украина обладала самой большой территорией в Европе (не считая РФ) с 52 миллионами населения, высокоразвитой промышленностью, охватывающей более трех сотен отраслей. Украина обладала космической промышленностью, строила морские корабли, автомобили, самолеты, самую различную продукцию машиностроения, добывала нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые.
Страна имела высокоразвитое сельское хозяйство, производящее самую разнообразную продукцию, во много раз превышающую потребности местного населения. Что особенно важно – Украина обладала огромным научным потенциалом, многими тысячами высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, специалистов в самых различных областях. Она имела высокоразвитую курортно-туристическую инфраструктуру, бывшую в состоянии ежегодно принимать миллионы туристов и отдыхающих.
Сегодня все это осталось в прошлом. Евросоюзу не нужна высокоразвитая Украина. Сегодня ее население едва дотягивает до сорока миллионов. Такие потери не бывают даже после самых кровопролитных нашествий.
Но сегодня миллионы украинцев вынуждены отправляться гастарбайтерами за рубеж, чтобы как-то прокормить свои семьи. Эпидемия коронавируса поставила сельское хозяйство целого ряда европейских стран в условия тяжелейшего кризиса, и причина оказалась самая банальная – отсутствие гастарбайтеров, дешевой рабочей силы. Например, это ярко проявилось в эстонской политике. Вот так для украинского народы закончились обещание пятикратного увеличения зарплат и пенсий, дешевых кредитов и миллионов рабочих мест. Условно можно считать, что рабочие места появились, но за границей, в качестве гастарбайтера, готового на любую, самую низкооплачиваемую работу.
Сегодня Украину и Грузию все чаще называют сиамскими близнецами из-за трагически схожих судеб. Ведь именно Запад эти две страны решил превратить в точки наиболее острой конфронтации с Россией. А это означает, что население вышеуказанных стран остается перед лицом новых трудностей и испытаний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.