Сообщения о полете российской актрисы Юлии Пересильд в космос появились в некоторых крупнейших СМИ на эстонском языке с заметным запозданием и лишь в кратком изложении фактов с пометкой, что, мол, и американцы готовятся снимать в космосе игровое кино.
Никакого акцента на эстонских корнях артистки ни одно издание не сделало, отметив лишь, что у нее эстонская фамилия. С одной стороны, столь прохладная реакция понятна – сама Юлия родилась в Пскове и не подчеркивает в интервью свое частично эстонское происхождение.
В то же время, по сути, Пересильд – первый человек, в жилах которого течет эстонская кровь, оказавшийся в космосе. Это определенная историческая веха в истории Эстонии.
Первый эстонский космонавт?
Конечно, говорить о том, что в лице Юлии Пересильд появился первый эстонский космонавт, не приходится, но какой-то знак со стороны руководства республики в отношении данного полета (например, поздравление с успешным началом миссии) был бы весьма уместен и мог бы восприниматься как знак желания хоть какой-то нормализации эстонско-российских отношений.
Можно не сомневаться, что если бы человек с эстонскими корнями полетел в космос в составе американского экипажа, новость об этом долго не сходила бы с первых полос эстонских газет. Но раз это сделали русские, то и реакция вполне соответствует общей направленности эстонского мейнстрима – о русских и России либо плохо, либо никак.
Впрочем, вопрос о гордости за родных по крови людей для Эстонии вообще в последние годы перестал был актуальным. Политика берет верх над родственными чувствами, и страна всеми силами делает вид, что этнические эстонцы продолжают жить и работать лишь в политически удобных для нее странах Запада – США, Канаде, Швеции, Финляндии.
Новости оттуда поступают регулярно, эстонские политики постоянно встречаются с представителями местных общин, а на выборах на их интересы делают упор политические партии.
Бросать своих входит в привычку
Другое дело – эстонцы, исторически проживающие в "неудобных" регионах: в Абхазии, Крыму, Краснодарском крае и Псковской области. Если с последними двумя регионами у Эстонии еще существуют хоть какие-то отношения, то первые две территории даже не рассматриваются эстонскими властями для сотрудничества и помощи единоплеменникам.
Полуофициально им заявлено: хотите помощи – переезжайте жить в Эстонию. Естественно, с нажитых мест готовы сорваться лишь единицы, но на это у Эстонии простой ответ – значит, помогать в сохранении эстонского языка и культуры не будем. Да и не только в этом.
>>>Опередили Голливуд. Как Россия отправила первых актеров в космос
Известны неоднократные попытки некоторых местных жителей эстонского происхождения оформить себе эстонское гражданство, но и тут Эстония постоянно ставит им палки в колеса – слишком уж "неправильные" территории их предки выбрали для проживания.
Наверное, перемен в отношении к этническим эстонцам за рубежом ожидать в ближайшие годы не стоит. Это лишь на словах первые лица государства проявляют о них заботу и изредка выражают гордость за их достижения.
В реальности вся государственная пропаганда Эстонии направлена на ретрансляцию мысли о том, что объединять своих людей по миру можно исключительно на основании "правильных" ценностей и политической целесообразности.
Все, что выходит за пределы этого, – неправильно и может рассматриваться как "происки врагов". С точки зрения удержания политическими силами Эстонии своих мест, это, возможно, и эффективно, но с позиции сохранения и так весьма немногочисленной в мировых масштабах нации это ни к чему хорошему не приведет.
Хотя что могло бы быть проще? Всего-то и надо, что признать своих людей своими и искренне порадоваться за их успехи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.