В Таллине неспокойно? Зачем глава МИД Эстонии ищет контакт с главой МИД России

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров
Пресс-служба МИД РФ

Николай Филонов

Состоявшийся по инициативе эстонской стороны телефонный разговор между главами МИД России и Эстонии Сергеем Лавровым и Эвой-Марией Лийметс не разрешил хоть что-то из накопившихся между странами проблем. А вопросы оставил.

Телефонный разговор между министрами иностранных дел России и Эстонии Сергеем Лавровым и Эвой-Марией Лийметс, состоявшийся 9 апреля по инициативе эстонской стороны, оставил больше вопросов, чем способствовал разрешению хоть каких-то из накопившихся в двухсторонних отношениях проблем.

Но сам факт попытки восстановить прерванный более пяти лет назад диалог дает сигнал, что Эстония чувствует себя в условиях постоянной антироссийской парадигмы не столь комфортно, как рисуют порой первые лица республики и проправительственные эстонские СМИ.

Если взглянуть на опубликованные МИДами обеих стран пресс-релизы, может показаться, что состоялся не один, а два, почти не связанных между собой разговора. Каждая из сторон подчеркнула важные для себя моменты, оставив без внимания неудобные стороны.

Особенно это бросается в глаза в сообщении эстонской стороны, постаравшейся "не заметить" слова Лаврова о необходимости предпринять конкретные шаги по решению вопросов, связанных с консервацией массового безгражданства, дискриминационным положением русскоязычного населения, планами выдавливания из информационного и образовательного пространства русского языка, политически мотивированным преследованием русскоязычных СМИ и активистов движения соотечественников, а также неприемлемыми попытками фальсификации истории.

Вместо этого эстонской стороной упор был сделан на предложение Лийметс продвинуться дальше по вопросу ратификации договора о границе между Эстонией и Россией.

Сделайте как нужно нам

"Эстония и Россия – соседи, поэтому нам нужно общаться друг с другом. Хотя между нами есть разногласия, и мы расходимся во мнениях по многим вопросам. В телефонном разговоре в качестве важной темы двухсторонних отношений я подняла вопрос ратификации заключенного в 2014 году между нашими странами пограничного соглашения, в отношении которого правительство Эстонии выразило готовность двигаться дальше. Вступившее в силу соглашение о границе обеспечивает Эстонии и нашим союзникам очень важную уверенность. Это касается как нашей безопасности, так и борьбы с организованной преступностью, наркотиками, контрабандой и торговлей людьми. Мы пришли к выводу, что консультации необходимо продолжить", – заявила министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс.

Министры иностранных дел Великобритании Доминик Рааб, Эстонии министр Ева-Мария Лийметс, Латвии Эдгар Ринкевичс и Литвы Габриэлиус Ландсбергис на встрече в Таллине, 10 марта 2021
Министры иностранных дел Великобритании Доминик Рааб, Эстонии министр Ева-Мария Лийметс, Латвии Эдгар Ринкевичс и Литвы Габриэлиус Ландсбергис на встрече в Таллине, 10 марта 2021

Желание Эстонии как можно скорее завершить процесс ратификации договора понятно. На фоне достигшей апогея русофобской риторики эстонских политиков, преследования русских журналистов и правозащитников и готовящегося к обнародованию очередного ежегодника Полиции безопасности, входящей в правительство Центристской партии (Эва-Мария Лийметс представляет именно ее) просто жизненно необходимо сделать хоть что-то, что поправило бы стремительно падающий среди неэстонцев рейтинг.

Ведь этой осенью в стране предстоят муниципальные выборы, и ратификация пограничного договора была бы весьма кстати. Не повредила бы она и второй входящей в правящую коалицию силе – Партии реформ, за которой стоит крупный бизнес, а также обещания западным партнерам урегулировать пограничные дела с Россией.

Но одно дело – желание Эстонии, а другое – позиция России, предполагающая, что для ратификации данного соглашения эстонская сторона должна умерить свою русофобскую риторику, что абсолютно не вписывается в планы ведущих эстонских партий и официальных лиц.

Трюк не удался

По вопросу договоров о границе между Россией и Эстонией была подтверждена российская позиция о том, что обязательным условием их ратификации в нашей стране является выполнение Таллином договоренностей, достигнутых при подписании пограндоговоров в 2014 г. Речь идет о недвусмысленном отказе официального Таллина от территориальных претензий к России и каких-либо политических "довесков". В России хотели бы видеть готовность соседей к формированию нормальной неконфронтационной атмосферы двусторонних отношений", – отмечается в опубликованном по результатам переговоров сообщении МИД РФ.

Даже из скупых данных пресс-релизов становится понятно, что Лийметс не удалось навязать Лаврову своих, вызванных внутриполитической конъюнктурой, желаний. Что косвенно подтвердил в своем блоге в Facebook и бывший министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт.

"Общаться с соседями, конечно, надо и в сложные времена, хотя бы для того, чтобы при изменении обстоятельств было легче. Но более или менее одновременная ратификация пограничных договоров парламентами обеих стран еще займет время. Для этого необходима воля, а не всевозможные, не касающиеся договоров предлоги. Нынешняя напряженность отношений возникновению такой воли не способствует. Развитие в атмосфере отношений показало бы даже то, если бы через какое-то время в пресс-релизах по результатам встречи или телефонных разговоров министров иностранных дел Эстонии и России появилась бы хоть какая-то совпадающая часть", – отметил Паэт.

Встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом, 18 февраля 2014 года
© Sputnik / Эдуард Песов
Встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом, 18 февраля 2014 года

Несомненно, тут стоит обратить внимание на фразу "всевозможные, не касающиеся договоров предлоги". Понятно, что эстонским политикам совершенно не хочется признаваться в дискриминации русскоязычного населения, преследовании журналистов и правозащитников, но очевидно – Россия твердо решила без уступок со стороны Эстонии в этой области дальше в сфере развития двухсторонних отношений не идти.

Некоторое время назад Эстонии уже был дан шанс на возобновление диалога, когда по итогам визита президента Керсти Кальюлайд в Москву республику поддержали в ее желании стать непостоянным членом Совета безопасности ООН.

В результате вместо продолжения конструктивного диалога с Россией Эстония стала активно использовать площадку Совбеза ООН для организации различных антироссийских акций.

Безоговорочно пойти навстречу Эстонии в вопросе пограничного диалога означало бы сейчас оставить проживающих в стране русскоязычных в том дискриминационном положении, в котором они находятся сейчас, а также согласиться с ростом антироссийских выступлений.

С мечтой о развале России

Впрочем, некоторые эстонские политики, видимо, всерьез намерены "дожать" Россию. Так, поддерживая сам по себе факт возобновления переговоров, глава комиссии по иностранным делам парламента Эстонии реформист Марко Михкельсон в интервью агентству BNS подчеркнул, что переговоры эстонской стороне нужны исключительно для того, чтобы неуклонно добиваться своих целей, как в истории переговоров Эстонии и Россией уже бывало.

"Очевидно, что даже самые противоположные позиции сторон можно уравновесить терпеливой и целеустремленной дипломатической деятельностью. Если бы глава эстонской делегации Яан Поска в феврале 1920 года исходил бы из мнения, что с большевиками ни в коем случае нельзя вести переговоры, поскольку они являются террористами, то у нас на сегодня не было бы ни Тартуского мирного договора, ни значимой основы всей истории эстонско-российских отношений, заложенной в статье 2 (о том, что "[...] Россия признает безоговорочно независимость и самостоятельность Эстонского Государства" – прим. BNS)", – сказал Марко Михкельсон.

Марко Михкельсон
Марко Михкельсон

Комментируя желание Михкельсона продавить подписание пограничного договора, крупный эстонский бизнесмен, бывший министр финансов Эстонии, член партии "Отечество" Тынис Пальтс, в свою очередь, подчеркнул неуместность затеи.

"Уважаемый Марко Михкельсон, пожалуйста, прекратите это навязывание пограничного договора, мы просто все время снимаем штаны и в том случае, когда нам это не нужно. Аргументы необходимости заключения пограничного договора просто глупы. Да, это звучит наивно, что хоть это и наши территории (принадлежавшие до войны Эстонии территории Принаровья и Печорского края – прим. Baltnews), но мы их никогда не получим обратно. А откуда Вы знаете, что за сто лет обстоятельства не изменятся таким образом, что все-таки получим? Если договор заключим, то уже железно не получим. А вдруг Россия в промежутке начнет так разваливаться, что жители Печорского края сами пожелают присоединиться к Эстонии?", – пишет Пальтс, полемизируя с Михкельсоном.

Подобные заявления дают ясно понять, что упоминание в разговоре Лаврова и Лийметс о имеющихся в Эстонии территориальных претензиях к России имеют под собой реальную почву. Тем более, что о них прямо говорит не только бывший министр, но и лидеры некоторых парламентских партий, пусть на данный момент и оппозиционных, но управлявших страной вплоть до января текущего года.

Шанс на выход из тупика

Очевидно, что особых надежд на улучшение эстонско-российских отношений в ближайшее время нет, но у Эстонии есть шанс сделать правильные выводы из твердой позиции России.

"Несколько важных для Эстонии и России соглашений все еще находятся в стадии завершения, и также необходимо продвигаться с ними. Например, соглашения о дорожном транспорте, изменение сотрудничества по пенсионному страхованию, соглашение об исключении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, а также железнодорожные соглашения нуждаются в изменениях", – перечислила Эва-Мария Лийметс, выразив надежду, что Россия будет готова к сотрудничеству с Эстонией также в вопросах экологии и климата.

Пожелания сами по себе неплохие. Более того, по некоторым направлениям сотрудничество точно продолжится. Например, в рамках приграничных проектов.

Однако состоявшийся разговор двух министров наглядно показал, что в будущем Россия намерена делать исключительно то, что отвечает ее национальным интересам, без оглядки на чье-то стороннее мнение или хорошие мины при плохой игре.

А потому Эстония теперь может выбрать лишь один из двух путей – либо начать искать с Россией компромиссы, либо полностью изолироваться в рамках упомянутой выше антироссийской парадигмы, лишив себя шанса реализовывать собственные интересы, которые в любом случае из-за географического положения и разности весовых категорий на мировой арене будут во многом и всегда зависеть от позиции восточного соседа. Руководству Эстонии есть о чем подумать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме