С 1 января 2021 года по инициативе МИД РФ для получения электронной визы в Россию иностранцам необходимо будет заполнить исчерпывающую анкету.
Помимо обычных данных, касающихся даты рождения, реквизитов паспорта, места работы и проживания, теперь желающие получить электронную визу иностранцы обязаны будут также указать все имеющиеся адреса электронной почты и номера телефонов, ссылки на профили в социальных сетях и мессенджерах, личный идентификационный номер, подробные сведения о супруге и родителях, об обучении во всех образовательных учреждениях, а также о двух последних работодателях, воинской службе, фактах привлечения к уголовной ответственности, компаниях и гражданах, посещение которых является целью визита, наличии недвижимости в РФ, намерении участвовать в политической деятельности, ее организации или финансировании, равно как и о планах представлять некоммерческие или государственные организации.
На первый взгляд, требований действительно много, а сообщать так много данных о себе не каждому хочется. Но, с другой стороны, весьма близкий по содержанию список вопросов уже давно задается и тем, кто желает въехать в США, воспользовавшись системой безвизового въезда ESTA (Electronic System for Travel Authorization). И этим никто не возмущается. Данную систему давно активно используют и граждане Эстонии.
В одном направлении
Формально вводимая Россией с нового года для граждан 52 стран система получения электронных виз не называется безвизовым режимом, однако, по сути, отличается от американской ESTA не очень сильно – точно так же как у американцев, иностранцы из списка стран, включенных Россией в программу электронных виз, могут подавать все документы через интернет, точно так же они заполняют подробную анкету о себе, точно так же платят за это госпошлину, и в результате в течение очень короткого времени получают "дозвол" на въезд.
Упомянутые системы отличаются лишь ценой (14 долларов в США против 40 долларов у России), сроком действия разрешения на пребывание в стране (90 дней против 16 дней) и общим сроком действия разрешения (до конца действия паспорта против конкретных дат поездки).
В случае предоставления ложных данных обе страны оставляют за собой право на аннулирование разрешения.
Таким образом, возмущения дополнительными вопросами в российской анкете на получение электронной визы вряд ли можно считать оправданными. Тем более, что старого порядка получения обычных бумажных въездных виз никто не отменял, и при желании каждый может выбрать тот вариант, который ему лучше всего подходит – быстро заполнить анкету, загрузить документы, оплатить 40 долларов и получить электронную визы в интернете, либо по привычке идти в турагентство, оформлять там все по старым правилам и оплачивать помимо пошлины услуги двух посредников – турфирмы и визового центра.
Практика показывает, что в зависимости от категории обычная въездная российская виза обходилась гражданам Эстонии в районе 100 евро.
Предела совершенству нет
Говоря о российской электронной визе, следует учитывать и то, что это достаточно новая для России система, а потому весьма вероятно, что она будет со временем совершенствоваться. До сих пор получение электронной визы отрабатывалось лишь в ограниченном порядке на базе Калининградской и Ленинградской областей, а также Дальнего Востока и была для въезжающих иностранных граждан бесплатной.
С 1 января 2021 года система будет тестироваться в платном режиме и на тех условиях, что упоминались выше. Но в полном объеме она, вероятно, заработает лишь после окончания пандемии коронавируса, когда все возможные ошибки при ее внедрении проявятся и будут учтены.
Как бы там ни было, введение Россией системы электронных виз – это большой шаг навстречу гражданам других стран, которые смогут посещать РФ без лишних хлопот и затрат времени. Притом не только с целью туризма, но и в деловых, гостевых и гуманитарных целях, для чего раньше приходилось оформлять разные категории обычных виз.
Остается лишь надеяться, что пандемия отступит в обозримом будущем, а жители России и Эстонии смогут ездить друг к другу чаще, чем было до сих пор. В конце концов, это способствовало бы и взаимопониманию двух народов, и принесло бы ощутимую пользу во всех сферах, включая экономику.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.