Появившиеся на днях высказывания эстонских общественных деятелей о необходимости нормализации отношений с Россией вызвали всплеск дискуссий в СМИ, поставив вопрос о возможности корректировки официальной политики Таллина.
"Россию не запретишь, Россию не отменишь. Это наш ближайший сосед. И для улучшения культурных отношений или отношений в сфере бизнеса важно, чтобы и политические отношения были нормальными", – заявил член совета уполномоченных Социал-демократической партии Яак Аллик в интервью "Радио 4".
Отличные от мейнстрима заявления ветеран эстонской политики Яак Аллик делал и в прошлом, однако ни в то время, когда занимал пост министра культуры, ни после, когда активно участвовал в работе находившейся в правящей коалиции Социал-демократической партии, он не выступал со столь близких русскоязычному населению Эстонии и дружественных по отношению к России позиций.
Теперь же Аллик фактически призвал руководство Эстонии занять в отношении России позицию, схожую с поведением Финляндии, что противоречит всей политике, проводившейся ЭР на протяжении последних трех десятилетий.
На это указал в своем интервью и глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу.
"Принятие доктрин Аллика означало бы предательство народов, которые сейчас находятся под агрессией России, потеряли часть своих территорий. Это означало бы и отдаление от своих союзников. […] Результатом этого стало бы то, что наша безопасность явно бы ослабла, в результате чего увеличилась бы зависимость от России. Это реальная суть доктрины Аллика", – заявил министр иностранных дел Эстонии.
Новые вызовы заставляют действовать
С одной стороны, говорить противоречащие официальной политике Эстонии слова Яаку Аллику сейчас не так уж сложно, ведь, хоть он и продолжает входить в состав Социал-демократической партии, от активной политики Аллик отошел, а потому вполне волен делиться любыми умозаключениями. Тем более, что и социал-демократы сейчас находятся в оппозиции, то есть не несут прямой политической ответственности.
С другой стороны, очевидно, что в обществе зреет недовольство правящей коалицией – совокупный рейтинг оппозиционных партий вплотную приблизился к рейтингу коалиционных и, по прогнозам социологов, в ближайшее время превзойдет его. А грядущий осенью экономический кризис, несомненно, потребует от политиков свежих решений, и потому предлагаемые неординарные идеи вполне могут быть востребованными.
И Аллик, и выступивший с предложением взглянуть на Россию трезво и направить в нее на обучение побольше эстонских студентов экс-посол Эстонии в Финляндии Харри Тийдо, и разразившийся серией статей в эстонских СМИ бизнесмен Меэлис Лао – это все звенья одной цепи, через которые определенные экономические, а возможно, и политические круги Эстонии пока зондируют почву и посылают еще только робкие сигналы о том, что при определенных условиях в стране могут оказаться силы, способные на корректировку прежних политических приоритетов.
Выбор не очевиден
Конечно, изменить ковавшуюся десятилетиями политику будет крайне сложно. За это время в стране выросли целые поколения, которые местная пропаганда убедила в том, что во всех бедах в мире виноваты русские и Россия. Но под влиянием роста кризисных явлений в мире у Эстонии просто не будет иного выбора, нежели как предпринять необходимые для выживания усилия по консолидации всех проживающих в стране людей, вне зависимости от их национальности и родного языка (вспомним предложение Аллика дать эстонское гражданство обладателям серых паспортов), и в полном объеме восстановить географически естественные для Эстонии экономические связи с Россией.
Можно не сомневаться, что в Эстонии гораздо больше здравомыслящих общественных деятелей и предпринимателей, чем порой может показаться со стороны. Однако большинство из них до сих пор предпочитали не создавать себе лишних проблем, наблюдая значительную поддержку политического мейнстрима со стороны западных кураторов.
Из-за разразившейся политической борьбы в США и трудностей внутри ЕС данная поддержка ослабла, а вызванное экономическим кризисом сокращение поступлений в бюджет поставило перед дилеммой: продолжать придерживаться "ценностей" с пустым карманом и растущим недовольством со стороны избирателей или же попытаться найти какие-то альтернативы.
Свой окончательный выбор политическое руководство Эстонии пока не сделало.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.