Тезис "America the first!" ("Америка прежде всего!") становится сегодня для Белого дома уже не просто бесполезным популизмом, а вполне реальной частью внешней политики. Речь сейчас пойдет не о "торговых войнах" с Китаем и даже не о пошлинах на поставки стали, алюминия и ряда других товаров, из-за которых союзники США так настороженно относятся к Дональду Трампу.
"Президент Соединенных Штатов предложит сократить в 2021-м финансовом году на 21% объемы финансовой помощи иностранным государствам", – пишет агентство Reuters, ссылаясь на свои источники в Белом Доме. Более того, издание отмечает еще один немаловажный факт – Трамп хочет при этом увеличить расходы на противодействие Китаю и России.
Согласится ли конгресс США на такую инициативу Белого дома или это будет некий компромисс? Время покажет. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Вашингтон все меньше думает о своих союзниках, причем даже потенциальных, лояльность которых держится на финансовой помощи.
Мир становится другим?
После распада СССР в Соединенных Штатах стали воспринимать весь мир в рамках однополярной системы международных отношений. Но теперь мировая арена становится другой. Многополярность – это объективная реальность, которую стали признавать даже в западных СМИ.
Дональд Трамп, похоже, понимал это лучше других американских представителей элит, поэтому еще во время его предвыборной кампании от него можно было услышать лозунги, граничащие с неоизоляционистской политикой.
Нет, он не призывал "закрыть" США для всего мира. Но вот предъявить счет членам НАТО – это без проблем. Нужно защитить и помочь американскому производителю? Значит, Вашингтон должен не бояться нанести урон торговым партнерам. Мир становится многополярным? Тогда зачем тратить деньги на различные гранты и поддержку демократии в разных точках планеты?
В 2016-м году похожие тезисы казались простым популизмом. Но сегодня, когда торговые войны и пошлины США против почти всего мира стали реальностью, легко можно поверить, что Трамп в итоге "протолкнет" инициативу по сокращению помощи для других государств на 21%.
Может, это будет не столь сильное уменьшение расходов. Возможно, оно произойдет даже не в 2021-м году. В конце концов, в прошлом году Трамп уже предлагал сократить объем такой помощи на $13 млрд. Но тогда конгресс отказался подержать эту инициативу. Однако раз уж глава страны пытается год за годом "протолкнуть" один и тот же проект, возможно, ему это в итоге удастся.
Кстати, если верить сообщениям Reuters, то Трамп уже предлагает компромисс. Он ведь хочет сократить финансовую помощь другим странам не на $13 млрд, как раньше, а только на $11,6 млрд. Для союзников США – это, очевидно, серьезный повод для беспокойства.
Плохие новости для друзей США
Средства, которые не будут направлять на помощь иностранным государствам, Белый дом хочет потратить на противодействие угрозам со стороны России и Китая.
К примеру, Трамп намеревается выделить $700 млн Американской корпорации по финансированию международного развития (DFC). В некоторых экспертных сообществах считается, что одна из главных задач DFC – противостоять растущему экономическому влиянию Китая. Также Белый дом хочет потратить более $1 млрд на противостояние киберпреступности, в которой, как правило, Вашингтон обвиняет "российских хакеров".
Складывается впечатление, что США сегодня не хотят доверять своим союзникам столь важную для них вещь – противостояние с главными геополитическими соперниками. Впрочем, как именно Вашингтон будет "бороться" с Пекином и Москвой с помощью сэкономленных средств, не совсем понятно.
Как отметил в беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, все это вполне в духе нынешнего курса администрации Трампа – от сотрудничества к конфронтации.
"Как писали бы в советские годы, в Белом доме засели поджигатели войны. Пока не ясно, что имеется в виду под противодействием КНР и РФ. Речь идет о росте военных расходов или о, например, гуманитарном противодействии? О расходах спецслужб или пропагандисткой машины?
То же самое про сокращение расходов на "помощь" – идет ли речь о том, что США сократят финансирование международных оборонных институтов или о чем-то ином?", – задается вопросом эксперт.
По мнению Вячеслава Данилова, ясно, что Трамп не собирается отказываться от популистской волны и идет за своим политическим инстинктом, в котором всегда есть место врагу Америки. Другой вопрос, что для союзников Вашингтона система "кнут и пряник" меняется.
"Пряники кончились, началось время "имперского кнута". Такая тенденция может привести Вашингтон к моменту, когда у него вместо союзников останется только армия да флот. Однако я не думаю, что краткосрочные изменения в стратегии США всерьез изменят международную конъюнктуру. И Россия, и Китай живут в мире, в котором доминирует агрессивная политика США.
Так что для Москвы и Пекина глобально ничего не изменится. А вот сокращения расходов на "друзей" – это немного другая история. Американские сателлиты будут ждать выборов и надеяться, что придет политик чуть более ориентированный на специфическую американскую благотворительность", – считает директор Центра политического анализа.
Стоит ли переживать России?
Когда Трамп, скажем, просто требовал "платить по счетам" в НАТО, это было, по крайней мере, ожидаемо. Все-таки США – не та страна, которая платит за других просто так. Но теперь под угрозой находится и финансовая помощь, к которой уже многие привыкли. Конечно, не совсем понятно, где и как именно ее будут "урезать".
В администрации Белого дома пока не сказали, кто первый из партнеров США и в каком объеме недополучит финансовую помощь. Ясно лишь то, что в Вашингтоне всерьез считают, что такая инициатива будет реализована.
"Сокращение иностранной помощи повлияет на гражданский след США по всему миру… В эпоху конкуренции великих держав нужно делать больше инвестиций в дипломатию и ее развитие, а не сокращать их", – цитирует Reuters бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов Майка Маллена.
Если Белый дом не хочет тратить деньги на "друзей", значит, его врагам, скорее всего, точно не поздоровится, сэкономленные средства ведь направят на борьбу с ними. Если говорить о Москве, то одно из больных ее мест, очевидно – торговля газом и нефтью. Значит ли это, что США готовятся "вытолкнуть" российские углеводороды, скажем, с китайского или европейского рынка?
Более подробно об этом рассказала для Baltnews исполнительный директор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора" НААНС-МЕДИА Тамара Сафонова.
"Ограничительные меры против "Северного потока-2" и санкционное давление на российский энергетический сектор, а также активное продвижение американского СПГ в зону Евросоюза не помогли вытолкнуть Россию с важнейших для нее рынков углеводородов.
Так, фактические поставки российской нефти в США за 11 месяцев 2019 года выросли в 3,1 раза — с 1,38 млн тонн до 4,28 млн тонн. Объемы поставки нефти в Китай также в 2019 году возросли по двум направлениям поставки: по трубопроводу "Сковородино- Мохэ" и через порт Козьмино.
Снабжение российским газом Китая стало еще более стабильным после запуска трубопровода "Сила Сибири". Все эти изменения поставок российских углеводородов осуществлялись на фоне уже развернувшегося в прошлом году торгового противостояния США и Китая, а также американского санкционного давления", – рассказала эксперт.
При этом, как отметила Тамара Сафонова, рост объема нефтеналивных грузов из России в Китай не помешал также и увеличить в прошедшем 2019-м году экспорт нефти на европейский рынок через российские морские нефтеналивные терминалы.
"Мне кажется, что правила игры в информационном поле в текущем году не изменятся, однако де-факто политическое давление не всегда оказывает влияние на физические экономически эффективные растущие закупки российского сырья", – делает вывод эксперт исполнительный директор НААНС-МЕДИА.
Выходит, что решить задачу по борьбе с Россией, просто "завалив ее деньгами", не получится. Для такой задачи у США пока не наблюдается каких-нибудь уникальных рычагов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.