Во вторник, 28 января, стало известно, что в комиссиях Рийгикогу произошли замены.
"Руководство Рийгикогу изменило состав двух комиссий. Утвержден переход Оудекки Лооне из Конституционной комиссии в Комиссию по гособороне, и переход Мартина Репинского из Комиссии по гособороне в Конституционную комиссию", – написала пресс-служба парламента Эстонии.
О причинах перевода глава Комиссии по гособороне Андрес Метсоя решил не распространяться и предложил прокомментировать новость самому депутату Мартину Репинскому.
Ответа долго ждать не пришлось. На своей странице в Facebook парламентарий написал, что главной причиной перевода стал его недопуск к тайнам НАТО, объясненный связями Репинского с Россией:
"Как я полагаю, причиной отказа мне в выдаче разрешения к тайнам НАТО явился факт моих частых поездок в Российскую Федерацию. Моей целью всегда было способствовать общению и сотрудничеству между деловыми кругами наших стран. Таким образом способствую привлечению инвестиций из России и расширению эстонского бизнеса на территории восточных соседей. Также сейчас способствую запуску и развитию козьей фермы на территории Ленинградской области", – отметил Репинский.
Депутат подчеркнул, что помогает налаживанию контактов между Эстонией и Россией:
"Я никогда не скрывал этого, но, если такое тесное сотрудничество с россиянами является препятствием для получения доступа к тайнам НАТО, то я уважаю данное решение и перехожу из Комиссии по обороне в Конституционную комиссию. Я не готов отказываться от наработанных годами контактов и от сотрудничества", – резюмировал депутат.
Ситуация в Литве
Попытки налаживания дружественного контакта со своим соседом становятся препятствием к работе парламентариев не только в Эстонии. Так, в 2019 году в Литве скандал разгорелся вокруг депутата Ирины Розовой.
Оказалось, что у члена парламентария нет доступа к секретной информации. Выяснилось это в ходе участия Розовой в Межпарламентской ассамблее православия в Тбилиси. Парламентский Комитет по национальной безопасности и обороне Литвы (КНБО) начал свое расследование по данному делу.
Позже Розова рассказала, что до 2017 года доступ у нее имелся, однако позже ей в нем отказали. Причиной этому стали встречи депутата с российскими дипломатами, о которых она не доложила. По словам Розовой, она допустила ошибку при заполнении анкеты, но при этом не собиралась скрывать информацию, известную всем.
О справке Розовой от Департамента госбезопасности (ДГБ) знали спикер парламента Викторас Пранцкетис, а также тогдашний глава КНБО Витаутас Бакас. Однако их бездействие вызвало недовольство некоторых членов Сейма.
Теперь КНБО до конца апреля будет проводить расследования, в ходе которого выяснит, насколько "негативным" могло быть влияние на Розову российских депутатов, были ли вовлечены другие члены Сейма.
Дело доходит до политической истерии, ведь по словам некоторых представителей власти, российские дипломаты могли быть "кадровыми российскими разведчиками". Сама парламентарий назвала дело "политическим заказом". Депутату грозит процедура импичмента.