В минувшую пятницу, 29 ноября, в Общественной палате в Москве открылась выставка архивных документов, посвященная зверствам и военным преступлениям эстонских коллаборационистов в период Великой Отечественной войны на территории Псковской области. Мероприятие организовано в рамках ежегодной международной научно-практической конференции "Судьба солдата".
Документы, рассекреченные управлением ФСБ, раскрывают историю сотрудничества эстонских карателей с нацистами, особо отличившихся в лагере для военнопленных в деревне Моглино, расположенном в 11-12 км от Пскова.
На выставке представлены материалы уголовных дел в отношении уроженцев Эстонии Эдуарда Торна, Арнольда Веедлера и Эриха Лепметса. Все трое были осуждены в 1960-е годы и казнены по приговору Псковского областного суда в 1968 году. Данные об этом были опубликованы РИА Новости в середине ноября.
Экспозиция дает возможность ознакомиться с деталями военных преступлений, показаниями лагерников и жителей окрестных деревень. Благодаря рассекреченным документам, специалистам удалось обнаружить десять замаскированных кустами могильников, а также места, где могли сохраниться останки жертв нацистов. Поисковые работы запланированы на апрель 2020 год.
Своих осуждать не принято
В Эстонии к подобным находкам и выставкам относятся без особого энтузиазма, поскольку их предпочитают не замечать. Преступления эстонских коллаборационистов, бойцов "Омакайтсе" и "лесных братьев" скорее героизируются, поскольку официально считается, что они сражались с СССР за независимость Эстонской Республики. Однако если на территории Эстонии эти действия прикрывались лозунгами борьбы против "советской оккупации", то зверства на территории России уже нельзя так просто объяснить и обосновать.
"Отношение к этой теме в Эстонии зависит от человека. Конечно, каждый разумный человек осуждает это. Но думаю, что часть истеблишмента, которая находится у власти, делает вид, что она ничего не видит и не знает, и попытается на это не отреагировать, поскольку сказать что-то в оправдание этому невозможно", – отмечает эстонский историк, публицист Владимир Илляшевич.