Эстонская стена на границе с Россией: мифические плюсы и реальные минусы

Граница Эстонии и России

Илья Круглей

У политических элит Эстонии всегда находится повод, чтобы продолжать стройку защитных сооружений на границе с РФ. Раньше это была опасность внедрения "зеленых человечков", потом – ближневосточные мигранты, а теперь – истерия руководства Литвы.

В правительстве Эстонии рассказали о ходе строительных работ по возведению заграждений на границе с Российской Федерацией.

Глава пограничного подразделения Департамента полиции и погранохраны Эстонии Эгерт Беличев заявил, что создание инфраструктурных и других объектов протяженностью 23,5 км идет по графику: уже проложено несколько патрульных путей, а в заболоченных местах установлена понтонная дорога.

При этом в руководстве балтийской страны упорно игнорируют практическую составляющую этого проекта. Конечно, сейчас, когда правительство Литвы активно раскручивает истерию в Прибалтике вокруг мигрантов, любой проект постройки заграждений в регионе выглядит актуальным.

Впрочем, эстонские власти начали возведение стены на границе с РФ задолго до того, как это стало мейнстримом. Причем мотивация была не только в том, чтобы не позволить полчищам мигрантов заполонить бедную балтийскую страну. Цель проекта на тот момент – якобы защита от "зеленых человечков" из России.

Стоит ли оно того сегодня? И как долго на самом деле будет создаваться эта "непреодолимая" преграда?

Не получается строить экономику? Переходи на заборы!

Как рассказал Беличев порталу ERR, строительство оградительных объектов очень важно для того, чтобы государство имело полное представление о том, что происходит на границах страны. С такой логикой не поспоришь.

Однако есть и другая логика. Согласно ей, никаких денег в бюджете государства не хватит, чтобы тянуть высокие заборы с камерами видеонаблюдения и тысячами пограничников.

Конечно, у Эстонии, учитывая ее небольшие размеры, протяженность границы не очень большая. Однако оборудовать ее, как будто завтра начнется война и надо ловить каких-то неведомых "шпионов", – глупо.

Но в руководстве балтийской страны об этом думать не хотят. Из-за этого из бюджета страны готовы тратить средства на:

  • создание электронной охранной системы;
  • использование беспилотников, обустройство необходимой для их обслуживания инфраструктуры, подбор персонала, который будет ими управлять;
  • установку средств видеонаблюдения и сенсорных датчиков;
  • постройку забора высотой 2,5 метра и длиной примерно в 90 км сухопутной границы.

Еще раз повторимся. Контроль за границей – это, безусловно, вещь полезная, но только в том случае, если контролируемый участок действительно проблемный. Скажем, как граница США и Мексики, где каждый день провозятся огромные объемы контрабанды, наркотиков и тысячи нелегалов.

Пограничная стена с США в мексиканской Тихуане
© Sputnik / Дмитрий Знаменский
Пограничная стена с США в мексиканской Тихуане

Выстраивать подобные защитные ограждения на границе с Россией – это трата денег ради пустой идеологии, главная мантра которой – "агрессор с востока хочет напасть".

Но правительство балтийской страны в русофобском угаре готово пойти на такие жертвы и "спустило" на эту стену уже даже не 79 млн евро, как было заявлено в 2018 году, а около 130,5 млн. Других проблем у страны ведь не существует.

Стройка, правда, идет медленно. Сколько бы Беличев ни рассказывал о выполнении графиков в срок, но проект обустройства границы был одобрен Кабмином Эстонии еще в 2016 году. А стены, полностью закрывающей обещанный участок территории, как не было, так и нет.

Видимо, местные власти забыли о печальном опыте своих украинских коллег, которые тоже в 2014 году решили, что надо бы отгородиться от России забором. Пока что это привело лишь к тому, что главный инициатор проекта "Стена" (ныне бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк) улетел на ПМЖ в Вашингтон, оставив вместо себя и забора только шлейф из коррупционных скандалов.

Нет, кое-какие ограждения есть – неглубокая яма вдоль границы и забор с сеткой. В украинском парламенте "Стену" уже окрестили "огородной решеткой" и "ямой стоимостью в 4 млрд гривен".

Косвенное признание границы с Россией

При этом эстонские политики регулярно говорят о том, что их страна не признает нынешние границы с РФ. Правящая коалиция в парламенте республики еще в 2020 году заявила, что будет продолжать ратификацию договора о госгранице с Российской Федерацией от 2014 года.

Разумеется, в Эстонии прекрасно понимают, что правительство РФ никаких территорий своим соседям отдавать не будет. Однако это политическим элитам балтийской страны и не нужно. Для них важно иметь повод, чтобы лишний раз в чем-нибудь обвинить Россию. Можно ведь на ровном месте предъявить ей претензии, если вдруг резко возникнет необходимость в раскрутке новой истерии, а под рукой ничего не окажется.

Однако постройка заградительных сооружений и забора рядом с Россией само по себе подтвердит наличие определенной границы. Более подробно об этом рассказал в комментарии Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.

"Мотивов у властей Эстонии в этом плане несколько. Среди них есть желание привлечь к себе внимание Евросоюза, ведь, кроме спекуляции на антироссийской повестке, у балтийской страны нет действенных способов выпрашивать средства у Еврокомиссии. Кроме того, коррупционные схемы в стране никто не отменял, а проект возведения пограничной инфраструктуры подобного масштаба – это же отличная возможность для воровства. Все это еще и стимулируется истерией вокруг якобы полчищ мигрантов, которую сегодня активно раскручивает руководство Литвы. Политические элиты Эстонии теперь могут оправдывать расходы в десятки миллионов евро", – говорит политолог.

При этом, как уверен эксперт, Евросоюз на такую инициативу эстонских властей деньги выделит, однако сумма в любом случае окажется меньше той, на которую рассчитывают.

Более того, вряд ли этих средств хватит на всю протяженность сухопутного участка эстонско-российской границы. Скорее всего, это будут обычные сооружения для контроля, какие уже присутствуют на соприкосновении РФ и Финляндии.

"Ирония в том, что обустраивая (пусть и медленно, пусть и с коррупционными скандалами) участок этой наземной границы, эстонские власти, по сути, признают ее наличие, которое в публичном поле и на официальном дипломатическом уровне активно отрицают", – подчеркнул Трухачев.

В итоге эстонские власти отчасти поддерживают мейнстрим (необходимость срочной защиты от мигрантов), который сейчас задает литовское руководство. При этом прибалтийская республика рассчитывает получать от Евросоюза финансовую помощь, ведь речь идет о "защите восточных границ ЕС".

Взамен, увы, руководство Эстонии не получит ничего серьезного. Отношения с руководством РФ из-за этого лучше точно не станут, бюджет балтийской страны (вряд ли Еврокомиссия в один день согласится покрыть все расходы) потеряет миллионы евро, а поднимать тему непризнания границ с Россией будет уже крайне трудно, ведь Таллин сам инициировал постройку разграничительной линии.

Русофобская логика – хуже женской

В беседе с Baltnews политолог, политический технолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин объяснил, что у балтийской "стены" все же есть некоторое отличие (в плане мотивов постройки) от ее украинского аналога.

Русофобская составляющая у инициативы эстонского правительства, конечно, присутствует. Однако, по мнению эксперта, руководство Эстонии акцентирует внимание не на том, что войска РФ якобы вот-вот нападут, а на проблемах нелегалов:

"Шесть-семь лет назад Европу стало серьезно лихорадить от крупнейшего наплыва мигрантов. При этом в наднациональных структурах ЕС (включая Еврокомиссию) неоднократно говорилось, что виноваты не Старый Свет и США, которые де-факто разрушили некоторые ближневосточные государства, откуда и хлынули беженцы, а якобы Россия. Она сохранила легитимную власть в Сирии и стабилизировала ситуацию в государстве, однако в Европе постарались это преподнести как хаос, который спровоцировал поток мигрантов".

"В этой логике инициатива эстонцев построить стену на границе с РФ показалась им вполне рациональной. Ее принцип, конечно, извращен крайней русофобией, но в их мировоззрении вполне адекватен. Если РФ "спровоцировала" наплыв мигрантов из Ближнего Востока, значит, она скоро организует что-то такое и на границе с Эстонией, а значит, надо строить стену", – объяснил политолог.

Другой вопрос, что мигранты, попадающие в Россию (как правило, среднеазиатские), считают ее конечной остановкой, а не транзитным пунктом для пути в Евросоюз. Да и правительство РФ, если вдруг возникнет сложная обстановка на границе, в состоянии быстро ее разрешить, средства у него для этого имеются.

К тому же, напомнил Василий Стоякин, власти Эстонии еще в 2016 году (когда проект защитных сооружений на границе с РФ только появился на бумаге) акцентировали внимание на том, что боятся пускать в свое государство "зеленых человечков" из России. Вот и выходит, что с точки зрения русофоба-фанатика все становится максимально логично.

Эта теория, кстати, отлично подтверждается, если взглянуть на то, что в интервью для Deutsche Welle в 2017 году говорили представители Минобороны Эстонии и политологи.

"Надо дать простой, но действенный сигнал "зеленым человечкам". Необходимо, чтобы они поняли: аргументы типа "они просто заблудились" в нашем случае не пройдут", – заявлял тогда политолог из Тартуского университета Кармо Тюйр.

Выходит, руководство балтийской страны каждые несколько лет находит вполне здравый (с точки зрения отъявленного русофоба) повод, чтобы продолжать строить стену. Жаль, что простым жителям Эстонии, как и бюджету страны, от этого ни холодно, ни жарко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме