Китайско-европейские и, в частности, китайско-эстонские отношения переживают не лучшие времена. После того, как Европейский союз в понедельник, 22 марта, наложил санкции на Китай за "нарушение прав уйгуров" в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), Пекин ввел ответные ограничения в отношении ряда европейских политиков, дипломатов, ученых, организаций.
Евродепутат от Эстонии Урмас Паэт (Партия реформ) считает, что в таких условиях от инвестиционного договора между Брюсселем и Пекином нет толка.
"В контексте роста напряженности в отношениях возникает вопрос, что будет с инвестиционным договором между ЕС и Китаем, в рамках которого в конце 2020 года была достигнута принципиальная договоренность, но до ратификации которого в Европарламенте дело еще не дошло. Учитывая, что власти Китая решили ввести санкции в отношении пяти членов Европарламента, не стоит рассчитывать, что ратификация этого договора теперь обязательно состоится", – написал Паэт на своей странице в Facebook, отметив, что и до введения санкций были серьезные сомнения в уместности договора.
"В широком плане важно, чтобы ЕС и страны-члены сообщества проводили бы единую политику в отношении Китая и тесно бы сотрудничали как с США, так и другими странами, разделяющими те же ценности", – заключил Паэт.
Кроме того, в среду, 23 марта, член европейского парламента от Эстонии Рихо Террас заявил, что страна должна выйти из возглавляемой Китаем программы сотрудничества 17+1. Депутат направил соответствующее письмо министру иностранных дел республики Эве-Марии Лийметс, в котором обратил ее внимание на якобы активность спецслужб КНР в Эстонии, ведущих разведку и вербовку в стране.
Террас напомнил, что эстонская Служба внешней разведки "указала на деятельность китайских секретных служб и их использование мягкой силы", сославшись на недавнее решение Харьюского уездного суда, приговорившего к реальному лишению свободы эстонского океанолога Тармо Кыутса за шпионаж в пользу Китая.
Евродепутат также напомнил про недавние китайские санкции в отношении Евросоюза: "Китай вводит санкции в отношении людей, осмеливающихся критиковать власти Китая и обращать внимание на происходящие в стране нарушения прав человека – это мы видим на свежем примере санкций в отношении пяти депутатов Европарламента и еще пятерых европейских политиков. Цель Китая – вовсе не налаживание сотрудничества, а наращивание собственного влияния и подрыв демократических процессов".
Представитель премьер-министра Каи Каллас сообщил Politico, что Эстония предпочла бы общаться с Китаем в формате "27+1", т.е. на уровне Европейского союза, и выступает за единую политику Брюсселя в отношении Китая.
В середине февраля Департамент внешней разведки опубликовал ежегодный доклад об угрозах и вызовах для Эстонии, в которой Китай, наряду с Россией, значится "угрозой" национальной безопасности. Главные опасения Таллина по поводу Китая – его технологическая экспансия, поскольку, по мнению эстонской разведки, целью Пекина якобы является формирование полной зависимости от китайских технологий.
"Создание в мире зависимости от китайской технологии – это твердая стратегическая цель руководства страны. Интеграция Эстонии в автономную технологическую экосистему Китая сделает Эстонию уязвимой и зависимой от Китая", – говорится в ежегоднике.