У национал-консервативной партии Эстонии (EKRE) есть молодежное крыло. И это партийная ветвь поставила себе цель – отметить все места в стране, связанные с бароном Романом Унгерн-Штернбергом, установив ему памятники.
Да, несомненно, Роман Унгерн – личность известная в кругу историков и публицистов. Но есть одно "но": личность эта, скорее, печально известная, хоть и отличившаяся личной храбростью в годы Первой мировой войны. Чрезмерную жестокость барона по отношению и к мирному населению, и к собственным подчиненным отмечали в свое время даже его союзники по Белому движению периода Гражданской войны в России.
Так что вдруг возникшее намерение произвести Унгерна в герои сегодня выглядит не чем иным, как попыткой симпатизантов и романтиков белого движения "выиграть" Гражданскую войну, поставив, что называется, на щит одного из самых безрассудных и жестоких антибольшевиков. А заодно, возможно, и несколько реабилитировать Эстонию, предательски уничтожившую в 2019 году остатки белой армии генерала Н. Н. Юденича, искавшие союзнической помощи и спасения на эстонской земле после отступления из-под Петрограда.
Деспот с детства
Род немецкого, остзейского (балтийского) барона Романа Унгерн фон Штернберга идет от Ганса фон Унгерна, бывшего в ХIII веке вассалом рижского архиепископа. Родители барона, Теодор-Леонгард-Рудольф и Софи-Шарлотта фон Вимпфен, уроженка немецкого Штутгарта, часто переезжали по Европе, и Роман Унгерн появился на свет 29 декабря 1885 года в королевстве Австро-Венгрия, городе Грац. В 1887 году семейство осело в Ревеле (бывшее в то время название города Таллин – прим. автора).
Уже с ранних лет проявлялся авантюрный характер Романа. С 1900 по 1902 год он был отчислен по болезни из Николаевской гимназии (ныне Гимназия Густава Адольфа в Таллине– прим. автора), после чего поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Но своевольный и вспыльчивый Роман не удержался и в этом заведении, и родители вынуждены были забрать сына домой.
"Он живет войной"
После начала войны России и Японии в 1904 году Роман Унгерн стремился всеми силами на фронт, но, попав туда вольноопределяющимся 1-го разряда 91-го Двинского пехотного полка, так и не успел принять участие в сражениях – война закончилась в 1905 году. А в 1906 году Унгерн поступил в Павловское военное училище.
Окончив училище в 1908 году, барон поступил на казачью службу в 1-й Аргунский полк Забайкальского казачьего войска. Служба сопровождалась конфликтами, за что Унгерн был вынужден перевестись в Амурский казачий полк. Во время национально-освободительного движения монголов против Китая Унгерн пытался примкнуть к монголам, но ему не было позволено прибыть в действующие части.
Начало Первой мировой войны Роман Унгерн встретил с воодушевлением – сбылась мечта о большом деле, к которому он стремился, деле его жизни – войне. Война была его стихией. Только на войне Роман Унгерн мог проявить черты своего характера.
В составе 34-го Донского казачьего полка в боях против австрийских войск в Галиции Унгерн проявил себя храбрым воином, за что был неоднократно награжден орденами и заслужил репутацию опытного, умелого и отчаянного (временами до безрассудства).
Революция и Гражданская война
В 1917 году, вслед за своим другом, будущим атаманом, Григорием Семеновым, Унгерн отправился в Забайкалье формировать добровольческие конные части из монгол для отправки фронт. Именно там друзей, убежденных монархистов, застала Февральская революция 1917 года, и ее идеи они восприняли крайне враждебно.
Но проявлять свои настроения по отношению к новой власти открыто Семенов и Унгерн не стали. Они занялись формированием бурято-монгольских частей, куда влились и русские военные, которые не симпатизировали новому режиму. Гражданская война запылала во всей территории распадающейся Российской Империи, разделив народ на "белых" и "красных". А по окраинам огромной страны, в том числе на Дальнем Востоке, Приморье и в Забайкалье, возникали разномастные и часто несвязанные и обособленные антибольшевистские движения.
Уже в 1918 году пала советская власть в Забайкалье. В Чите атаман Семенов, пользуясь поддержкой казачества, назначил свою ставку и произвел Романа Унгерна в чин генерал-майора. В том же году Унгерн создал Азиатскую конную дивизию, позволявшую наносить молниеносные удары по продвигавшимся в Забайкалье частям красных.
Местное население Унгерн использовал для пополнения продовольствия, при этом чрезвычайно жестоко расправлялся с теми, кого подозревал в связях или симпатиях к большевикам. Изощренные наказания и казни в войске барона стали рядовыми действиями – жестокость была необходима для поддержания дисциплины и авторитета Унгерна.
После поражения атамана Семенова в 1920 году войско Унгерна ушло в Монголию, для борьбы с китайцами и создания независимого монгольского государства. Первоначально излишне самоуверенный барон Унгерн потерпел неудачу в боях с китайцами. Но его поддержали высокопоставленные монгольские аристократы, благословил монгольский монарх, находившийся под арестом, а также местное население воспринимало как избавителя от китайского ига. Унгерну удалось провести ряд успешных операций и освободить большие монгольские территории, а также и самого монарха.
Но избавления Монголии от власти Китая барону было мало – он рвался в Забайкалье, и дальше в Сибирь, в надежде восстановить российскую монархию, создать большой империю.
Роковой поход
Весной 1921 года, Унгер предпринял поход в Советскую Россию. Его ошибочные представления о слабых частях красных сыграли роковую роль. Переоценил барон и желание местного населения восстать против советской власти. В итоге войско Унгерна наткнулось на мощную группировку красноармейцев, отступило и, не имея в тылу сколь-нибудь больших резервов, оказалось отрезанным, во всех смыслах.
В результате Унгерн потерпел поражение уже в Монголии, когда туда вошли красные, а вместе с ними и монгольское народно-революционное правительство. Романа Унгерна арестовали его вчерашние союзники и выдали советским властям.
Роман Унгерн был осужден и приговорен советскими органами власти к высшей мере наказания в Новосибирске 15 сентября 1921 года.
Двуликая эстонская политика
Несомненно, барон Унгерн был по-своему талантливым воином, но в то же время жестоким и авантюрным человеком, противоречивой и неоднозначной личностью, слабо исследованной историками. На таком фоне попытки романтизировать образ Романа Унгерна дают лишь почву для легенд и домыслов, нежели являются продуктом трезвой исторической оценки.
А какая связь деяний столь противоречивой личности с Эстонией? Вероятно, лишь та, что данная личность имела счастье жить на эстонской земле какое-то время. И, по сути, являлась врагом той власти, которую современная политическая элита Эстонии, руководствуясь своими нынешними интересами, объявила оккупационной.
Правда, опять же в свое время, Эстония не гнушалась проявить некую лояльность к ныне осуждаемой советской власти. И, жестоко уничтожив солдат белого движения, Северо-Западной армии Юденича, сегодня одного из солдат того же белого движения выдвигать на постамент. Вот такая история.
Поэтому воскрешение образа Романа Унгерна говорит, скорее, о желании отомстить, "переиграть войну", хоть в своих фантазиях. И связано подобное желание, продиктованное нынешней антироссийской политической конъюнктурой, с поиском антипода советскому прошлому. Но никак не с честной исторической оценкой и ответственной позицией в отношении как чужих, так и собственных действий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.