За что наказывают локдауном русскоязычный регион Эстонии

Кивиыли

Николай Филонов

Решение правительства Эстонии "отделить" русскоязычный Северо-Восток от других регионов страны при помощи местного локдауна может заставить местных жителей задуматься о своем реальном статусе в рамках страны.

Когда весной текущего года из-за повышенного уровня заражения коронавирусом правительство Эстонии на время ограничило въезд на остров Сааремаа, о губительном влиянии для экономики и жителей данного региона особо не говорили. Да, заточенная в основном на туризм экономика острова пострадала. Но при помощи механизмов поддержки удар удалось смягчить, а этническая однородность населения помогла избежать мыслей о несправедливости на национальной почве.

Променад в Нарве
Sputnik / Елена Вальме
Променад в Нарве

Странный локдаун

В случае Ида-Вирумаа все обстоит иначе. Жители годами недофинансированного по политическим мотивам русскоязычного региона впервые столкнулись с тем, что официальный Таллин их действительно отделил. Пока, к счастью, не вооруженными заслонами по периметру границ уезда, но жесткими ограничениями в бизнесе и трудовой занятости, которые не коснулись других регионов страны.

Учитывая весьма небольшие размеры Эстонии, такой подход выглядит весьма странным, поскольку, по сути, не решает проблемы ограничения контактов (ради препятствования распространению COVID-19), которое, по официальной версии, и является целью локдауна. Раз контакты в ресторанах или СПА запрещены в Ида-Вирумаа, то весьма вероятно, что жители региона уже в ближайшие выходные рванут на отдых в соседние уезды, где все продолжает работать, а значит, к местным жителям там прибавятся ида-вирумаасцы, и концентрация людей в соответствующих заведениях многократно возрастет.

Для понимания – путь на машине от Нарвы до расположенного в соседнем уезде Раквере со всеми его ресторанами и СПА составляет всего около часа.

Одновременно все это сильно ударит по сфере обслуживания Ида-Вирумаа, которая только-только начала оправляться от весеннего локдауна. Который, правда, тогда касался всей Эстонии и охватывал не все предприятия, деятельность которых попала теперь под запрет в Ида-Вирумаа. Четких механизмов компенсации потерь правительство до сих пор не разработало, однако министр финансов Мартин Хельме уже успел заявить, что всех затрат они в любом случае не покроют.

"Спасибо, родные, за точечный локдаун. Спасибо, касатики, за вашу хаотичную стратегию по спасению всего живого от всего плохого. Спасибо, дорогие, за своевременное вкручивание гаек и за вашу ноябрьскую скромность действий. Спасибо, ягодные наши, за грамотное распределение дотационных миллионов на поддержку бизнеса в этом регионе", – написала на своей страничке в Facebook специалист по PR и маркетингу расположенного в Ида-Вирумаа спа-отеля Noorus Дарья Боярова.

"Чужой" регион

К слову, упоминание о дотациях касается отнюдь не только помощи при локдауне. Недавно в крупных эстонских СМИ прошла информация, что руководство Эстонии рассматривает вариант перераспределения первоначально предназначавшихся на так называемый "зеленый переход" экономики Ида-Вирумаа немалых европейских дотационных средств на несколько регионов.

То есть регион, в котором расположены крупнейшие электространции и предприятия сланцевой промышленности, может получить меньше денег, несмотря на то, что именно упомянутые компании будут закрыты в первую очередь в ходе экологической реформы, провести которую Эстония обязалась перед западными партнерами.

Не надо быть оракулом, чтобы предсказать социальные проблемы, которые последуют в Ида-Вирумаа в результате этого. А ведь они с годами только накапливаются.

За 30 лет независимости руководство Эстонии так и не смогло разработать внятной концепции развития Ида-Вирумаа. Крупный промышленный регион с преимущественно русскоязычным населением всегда стоял у правящих в Таллине национал-радикалов как кость в горле. С одной стороны, его с трибун всегда называли эстонским и раздавали его населению яркие обещания, а с другой, при распределении денег или направлении инвестиций, к нему часто подходили по остаточному принципу. Ибо "зачем давать деньги русским"?

Самым свежим примером такого отношения можно, помимо финансирования "зеленого перехода" назвать решение исключить из первоочередных приоритетов строительство четырехполосного шоссе от Таллина до Нарвы. Согласно утвержденному проекту, подобные шоссе до Тарту и Пярну будут построены уже к 2030 году, а вот до Нарвы – лишь к 2038 году, да и то с определенными оговорками.

Пляж в Нарва-Йыэсуу
Sputnik / Евгений Ашихмин
Пляж в Нарва-Йыэсуу

Пиар не поможет

Если кто-то думает, что реальную поддержку региона можно заменить пиар-акциями типа "переселения" президента на пару недель в Нарву или чаепитиями в Доме эстонского языка, он сильно ошибается. Люди хотят иметь каждый день еду на столе, давать хорошее образование детям (желательно на родном языке) и не дрожать от очередных наездов со стороны Языкового департамента.

Нехватка медперсонала в регионе, который занимался бы лечением ковид-больных, кстати, отчасти вызвана памятными языковыми репрессиями, которые привели к массовому увольнению русскоязычных медиков.

Вводя региональные ограничения для Ида-Вирумаа, руководство Эстонии фактически пилит сук, на котором сидит. Нет лучшего способа настроить против себя людей, чем наглядно указать на их неполноценность по сравнению с другими жителями страны, еще и лишив при этом куска хлеба.

Если руководство страны этого не понимает, то самое время ему уступить место тем, кто не будет разрушать страну и сумеет просчитывать ситуацию хотя бы на несколько шагов вперед. Если такие при нынешней весьма специфической партийной системе в Эстонии в принципе найдутся.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме