Любой разбирающийся в эстонской политике человек скажет, что в стране нет ни одной парламентской партии, которая не строила бы свой имидж на раздувании межнациональных противоречий.
Обвинять во всех смертных грехах русских – практически непременное условие для того, чтобы вновь и вновь получать голоса "отформатированного" мейнстримом эстонского обывателя. Впрочем, некоторые пытаются действовать и от обратного – якобы защищают испытывающих ущемления прав русскоязычных, но на самом деле поддерживают градус напряжения, чтобы играть на этом и дальше.
С усилением позиций Эстонской консервативной народной партии (EKRE) все чаще в политической риторике стали появляться также противопоставления людей на основании цвета их кожи, религиозных убеждений, сексуальной ориентации и страны происхождения. И все это происходит параллельно с умело культивируемыми псевдоисторическими спорами, через которые эстонские политики поддерживают градус вражды в отношении других стран и народов.
Остудить горячие головы
Вполне понятно, что все это видят в Брюсселе, где хоть иногда и соглашаются с эстонской риторикой в отношении России, но хотят минимизировать реальный возможный вред от перехлестов, которыми славятся ретивые прибалтийские политики.
Именно поэтому в направленном Эстонии уведомлении Еврокомиссия упрекает республику в том, что та не интегрировала в свое национальное законодательство меры по борьбе с расизмом и ксенофобией при помощи уголовного права, предусмотренные соответствующим рамочным решением Совета ЕС 2008 года.
В частности, по оценке Еврокомиссии, Эстония не ввела уголовную ответственность за конкретные формы разжигания ненависти, такие как публичные оправдания, отрицание или резкое принижение значения международных преступлений и Холокоста, совершаемые с целью призвать к насилию или разжечь ненависть.
Кроме того, Эстония не ввела уголовную ответственность за публичные призывы к насилию или разжигание ненависти, направленные на отдельные группы, и не предусмотрела адекватные наказания за такие действия. Наконец, уголовный кодекс Эстонии не обеспечивает учет расистских и ксенофобных мотивов при совершении преступлений в качестве отягчающих обстоятельств.
Свобода слова по-эстонски
Не раз произносивший провокативные речи и годами отстаивавший право эстонских политиков на продолжение игр на национальных чувствах бывший министр юстиции, а ныне глава МИД Урмас Рейнсалу и теперь, узнав о поступившем предупреждении, с явным раздражением заявил, что Еврокомиссия посягает на свободу слова.
"Скажу об уведомлении Еврокомиссии по поводу разжигания ненависти то, что в качестве министра юстиции годами не соглашался с расширенным толкованием данной европейской директивы. Это вопрос свободы слова, и мы не должны вступать на скользкий путь криминализации, как сейчас рьяно продавливает Партия реформ. […] Это наше государство, и мы сами применяем европейское право, и данную европейскую директиву мы уже соответствующим образом имплементировали на практике. Об этом я годами информировал и Еврокомиссию. […] В Эстонии здравый смысл должен царить и в области права. Надеюсь, что правительство останется при прежних позициях, которые я готов в полной мере защищать в европейских институтах, и объяснять нашу применительную практику!" – написал министр иностранных дел Эстонии в своем блоге в Facebook.
Хорошая мина при общей плохой игре
Со своей стороны, оппозиционная Партия реформ действительно решила использовать данное предупреждение Еврокомиссии в собственных политических интересах, несмотря на то, что разжигавшими рознь высказываниями в прошлом отмечались и сами реформисты. Вспомним хотя бы слова реформиста и бывшего премьера Андруса Ансипа во время "бронзового кризиса" или регулярные провокационные выступления со стороны видного реформиста и неоднократного министра Юргена Лиги.
"Международная репутация Эстонии вновь поставлена под удар. Европейская комиссия начала сегодня производство в отношении Эстонии про причине того, что риторика ненависти и призывы к ней не наказываются в уголовном порядке. Например, Эстония до сих пор не включила в свое правовое поле рамочное решение о борьбе с расизмом и ксенофобией. Эстонии, а также Румынии Европейская комиссия решила послать официальные уведомления о том, что разжигающие рознь речи и призывы к совершению преступлений на почве ненависти не отражены адекватно в их законах. Правительства Эстонии и Румынии должны дать ответ в течение двух месяцев. Эстонии нанесен сильный ущерб, так как нарушения касаются человечности и основных ценностей", – написал на своей страничке в Facebook бывший глава МИД, а ныне евродепутат от Эстонии и член правления Партии реформ Урмас Паэт.
По вполне понятным причинам с подобной постановкой вопроса, подобно Урмасу Рейнсалу и стоящей за ним партии "Отечество", не согласна и EKRE.
"Романтично предаваться размышлениям, что у нас есть самостоятельное государство под названием Эстонская Республика. С радостными чувствами вспоминаются Балтийская цепь, "поющая революция" и Освободительная война. В праздничные даты упоенно говорят о нации и национальной культуре. А затем приходит Европейская комиссия и предписывает, что у вас там, в, по вашему мнению, независимой стране недостаточно отрегулированы и не наказываются в уголовном порядке абстрактные речи ненависти. Что из того, что вначале коренным эстонцам объясняли, что это (Евросоюз – прим. BaltNews) лишь экономический союз, и мы ничего не потеряем в своей независимости", – написал на своей страничке в Facebook евродепутат от EKRE Яак Мадисон.
У Эстонии теперь есть два месяца, чтобы предоставить ответ на замечания Еврокомиссии. В противном случае Еврокомиссия может принять решение о направлении мотивированного заключения и в результате оштрафовать страну. Но даже в этом случае эстонские политики вряд ли так просто зарежут любимую "священную корову", отказавшись от спекуляций на разжигании розни. Ведь по-другому они работать просто не умеют.
В конце концов, любой штраф будет уплачен не из их личного кармана, а из госбюджета, а уж убедить через проправительственные СМИ население в том, что в этом нет ничего страшного, они при желании смогут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.