Политкорректор: памяти Юрия Петропавловского

Политкорректор
© Baltnews

Сергей Середенко

Тема: "Русский омбудсмен" Сергей Середенко

О наследии сопредседателя Русского союза Латвии Юрия Петропавловского, о закрытии уголовных дел против участников Вселатвийского родительского собрания и о ежегоднике эстонской Охранки.

"Сегодня в возрасте 65 лет скончался сопредседатель партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) Юрий Петропавловский, сообщает Союз общественных организаций Латвии. Активный борец с языковой реформой школ и первый житель страны, которому правительство отказало в получении гражданства Латвии после успешного прохождения им процесса натурализации в УДГМ.

В советское время, закончив школу им. Розенталя и Академию художеств, Юрий Петропавловский работал дизайнером на предприятиях Alfa, Daiļrade, Auseklis. После восстановления независимости занялся активной общественной и политической деятельностью, был участником Штаба защиты русских школ и помощником евродепутата Татьяны Жданок.

В 2004 году Петропавловский стал первым человеком, чье подготовленное Управлением натурализации решение о присвоении гражданства ЛР отклонило правительство. Обжалование этого документа прошло через все судебные инстанции и оказалось в Европейском суде по правам человека. В 2008 году жалоба Петропавловского была объявлена приемлемой к рассмотрению, но в 2015 году Палата ЕСПЧ жалобу отклонила".

Это – сообщение неполживого Delfi. Мне было интересно, как на смерть Юрия Петропавловского отреагирует "мейнстрим". Вроде и промолчать нельзя, и писать нельзя… Нашлись – "сообщает Союз общественных организаций Латвии". Мол, это не мы, это они…

Русский союз Латвии. Юрий Петропавловский
BaltNews.lv
Русский союз Латвии. Юрий Петропавловский

Реакции на сообщение о смерти могут быть разными. Чей-то уход удостоится смайлика со слезинкой – мол, "сочувствую", кому-то на памятнике выгравируют душераздирающую надпись… В случае с Петропавловским его друзья и товарищи предпочли не слова отчаянья и горя, а вспомнить живые эпизоды из общения с ним. При этом почти каждый подчеркнул: "Мы с ним существенно расходились во взглядах…".

Яркость и притягательность Юрия Алексеевича как-то перепала и мне, когда несколько лет назад возвращались автобусом с Балтийского форума в Ленинградской области. Познакомиться могли и раньше, да все оказии не было.

Впечатление то же, что и у людей, знавших его несравненно ближе – волевой, невероятно эрудированный, харизматичный. И оговорка "мы с ним существенно расходились во взглядах" не случайна – выражаемые Юрием Алексеевичем взгляды заставляли внутренне собираться и собеседника. Многие ли из нас способны артикулировать свои взгляды? При удаче, что они вообще есть?

Сергей Тыщенко: "Вот же еще одна незадача... Последнее долгое время мы разошлись с Юрой, но был длительный период, когда – при некотором несовпадении достаточно многих позиций – были не разлей вода и даже задумали (и чуть ли не осуществили!) авантюру по организации приезда в Ригу Led Zeppelin почти в оригинальном составе (с младшим Бонэмом на барабанах). Он был величиной и мыслителем нашей миниэпохи, и без него РСЛ будет трудно что-то выиграть, если совсем не невозможно... И он, вероятно, был самым русским (во всех смыслах!) во всем РСЛ, говорю это без иронии и с грустью... Мир твоему праху, дружище, может, это и правильно, что ты остановил эту планету и сошел, но как все же не вовремя: она и так становилась плоховата, а без тебя стала еще хуже...".

Алексей Димитров: "Ушел из жизни Юрий Петропавловский. Человек, которого мне выпала честь представлять в латвийских судах и Европейском суде по правам человека в деле об отказе в предоставлении латвийского гражданства после успешного прохождения процедуры натурализации.

Во взглядах на политику мы с Юрием расходились куда чаще, чем соглашались. Поэтому спорить могли часами. Часто это превращалось в спор ради спора – до того увлекательно это было. Юрий был очень умным и эрудированным человеком, стойко защищающим свою точку зрения, но при этом уважительным к собеседнику.

В начале 2000-х я работал переводчиком и субтитровщиком в телепередаче "2+2" Латвийского комитета по правам человека при поддержке Совета Европы. Ведущим был Юрий. Целью было сближение латышскоязычного и русскоязычного информационного пространства в Латвии. По два журналиста с каждой языковой стороны обсуждали актуальные темы этнополитики – каждый на своем языке, с субтитрами на другом. Очень удивляло, как при чуткой модерации Юрия могли соглашаться настолько разные люди, как Дита Арая и Николай Кабанов, Асколдс Родинс и Нил Ушаков.

А еще был другой Юрий, который так трогательно любил свою семью. И так и не смог оправиться после смерти супруги. Мои глубокие соболезнования Alina Petropavlovska-Kesely и Irina Petropavlovska.

Прощайте, Юрий! Мне будет очень не хватать наших споров...".

Владимир Бузаев: "20 последних непростых лет мне было легко, имея рядом такого надежного, напористого, эрудированного друга, как Юрий Петропавловский.

Впрочем, заочно мы столкнулись в непримиримой схватке еще в 1990 году в родном для нас обоих Пурчике, когда я был начальником команды кандидата в депутаты ВС ЛССР Миши Гаврилова, а Юрий опекал кандидата от НФЛ Вилниса Балтиньша, председателя олимпийского комитета де-юре еще не существующей ЛР. Тогда я выиграл по очкам, о чем иногда напоминал Юрию, руководителю множества предвыборных компаний ЗаПЧЕЛ-РСЛ, чтобы он не слишком заносился. После чего мы оба долго смеялись.

Особенности латвийских избирательных кампаний с их плюсиками отдельным кандидатам таковы, что реальные качества и прошлые заслуги кандидата вовсе не гарантируют ему места в думе или в парламенте. Главное в нашем деле – это реклама. В самом начале века, когда Юрий в нашем тогдашнем многоглавом объединении ЗаПЧЕЛ принял сторону Равноправия, мы подружились. Он утверждал, что рекламировать меня легко – меньше врать приходится. Вот только список потенциального электората расширять надо – и дал мне рекламу в одном издании для бизнесменов, хотя бизнесменом я ни разу не был.

Так началась моя депутатская карьера в Рижской думе, где я стал руководителем правящей фракции, балансируя на тонком канате между тремя партиями внутри фракции и коалиционными партнерами. Юрий придавал этим телодвижениям надежную почву, решительно ставил на место партнеров – социал-демократов, вошел в правление созданного нами муниципального предприятия "Пилсетбувниекс", и нам удалось впервые в постсоветское время возобновить муниципальное жилищное строительство. Жаль, что после Ушакова все это (кроме самой конторы) придется восстанавливать заново.

Все помнят Юрия как самого яркого (на фоне других вовсе не тусклых звезд) лидера Штаба защиты русских школ. Но не все понимают, что наши беспрерывные многотысячные несанкционированные демонстрации проходили без сучка и задоринки благодаря многослойным договоренностям Юрия с правящими в РД социал-демократами (они во всем отказывали, но ни во что не вмешивались) и с надзирающими за ходом акций полицейскими офицерами.

Акции протеста  Штаба защиты русских школ в Латвии в 2004 году
Акции протеста Штаба защиты русских школ в Латвии в 2004 году

В наследство от Юрия ко мне перешел созданный благодаря его организационным усилиям официальный рупор школьной революции – сайт ШЗРШ. Переход собственности на СМИ из его рук в мои произошел прямо в суде – при рассмотрении одного из множества возбужденных против него административных дел. Сайт, ставший музеем нашей боевой славы, доступен до сих пор, и 120 евро в год – вполне посильная плата за эту историческую реликвию.

В 2006 году один телефонный разговор между нами накануне выборов сыграл, возможно, решающую роль в том, что наш список преодолел 5% барьер и уж точно сделал лично меня депутатом. Тогда ПБК успел уже несколько раз прокрутить угрожающий рекламный ролик о том, что в воскресенье вечером в прайм-тайм покажет фильм, где сказана вся "правда" о роли ЗаПЧЕЛ и ПНС в школьной революции. И этот фильм, в котором закадровый Нил интервьюировал известного международного авантюриста Казакова, таки вышел. Но в понедельник с утра читатели "Вестей" и "Часа" достали из почтовых ящиков мою рецензию на этот еще не просмотренный мною к моменту ее написания фильм. В общем – ответный залп двух эсминцев по линкору, который все же позволил нам остаться на плаву. А я в своем списке на десяток голосов обошел миллионера и владельца одного из эсминцев, заняв среди избранных почетное последнее место.

Новая фракция получила от Юрия роскошный подарок – его дочь Алину, воплотившую множество не худших качеств отца, в качестве пресс-секретаря. С тех пор наши потуги известить избирателей о том, что мы существуем и заботимся о них, обрели хоть какую-то целенаправленность. Строгий график, железная очередь и литературная обработка наших депутатских подвигов стали обычной повесткой дня.

Есть еще множество сюжетов, о которых можно и нельзя рассказывать, когда мы работали рука об руку. И так могу сказать не только я, а еще несколько десятков русских политиков, оставивших заметный след в борьбе за честь и достоинство русских латвийцев".

Юрий Алексеев: "Умер Юра Петропавловский...

Горячий, яркий, харизматичный, неоднозначный человек...

Этот человек пришел 15 лет назад ко мне в редакцию и рубанул в лоб: "Алексеев, поддержи наш список в Рижскую думу. Ты – главный редактор бизнес-газеты, я хочу, чтобы ты вошел в список кандидатов от нашей партии ЗаПЧЕЛ. Ты же поддерживаешь русские школы?"

До сдачи списков кандидатов в Избирательную комиссию оставалось два дня...

Я – ни разу не политик. Я не умею "договариваться" и "решать вопросы", это вообще не мое. Но Юра меня уговорил, красноречивый. Пообещал, что меня воткнут куда-нибудь в середину списка, дескать, я своим именем принесу пару-тройку тыщ голосов его партии, и уже – лыко в строку...

Мое место в списке было – 14-е, посередине списка из 30 кандидатов, почти незаметное, как пообещал Юра. Но в Латвии голосование – "рейтинговое", где в списках ставят "галочки" тем депутатам, которые наиболее симпатичны избирателям. Вот по этим "галочкам" я вдруг выскочил с четырнадцатого на четвертое место из девяти прошедших по списку ЗаПЧЕЛ...

***

Глубокой ночью (когда посчитали голоса) мне звонит Юра: "Алексеев, ты стал депутатом!".

– Ой, я не хочу! Может, я откажусь от места, пусть его займет следующий по списку...

– Нет, товарищ! Это будет "кидок" твоих избирателей! Они в тебя поверили...

И опять убедил, красноречивый...

***

И так вот, четыре года, с 2005-го по 2009-й, с легкой руки Юры Петропавловского я таскался отбывать повинность в Рижский муниципалитет. Более скучного и бессмысленного занятия я в своей жизни не припомню...

Справка: кто думает, что депутаты Рижской думы 15 лет назад катались, как сыр в масле, – ошибаются. Моя зарплата депутата тогда составляла 250–270 евро. Моя зарплата главреда бизнес-газеты была примерно в 10 раз больше. Слава богу, депутатство в Рижской думе не требовало отказа от основной работы. Удавалось совмещать...

***

С Юрой мы жили по соседству. Пять минут пешком. Встречались часто, на чаек, потрындеть. Трындели, спорили, ссорились, мирились... Он тащил меня в политику за ноги и за уши... Он пытался меня увлечь своими самыми глубинными "тенденциями и теориями". Он ими жил... Он был умный, очень умный, но его было очень трудно понять. И чем дальше – тем труднее...

***

Земля тебе пухом, мужик. Ты был крут...".

Есть на неделе и хорошие новости.

Александр Гапоненко: "Получил послание от Службы государственной безопасности Латвии. Уголовное дело против меня, начатое по факту выступления 31 марта 2018 г. на Вселатвийской родительской конференции, закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Оказывается, оно было возбуждено по статьям 77, 78, 80, 80 прим, 81, 225, 231 УЗ Латвии. По-простому, они очень хотели представить меня очень опасным врагом государства и титульного этноса. Длилось следствие два года, и политическая охранка не осмелилась отправить его в суд.

На самом деле я на Вселатвийском родительском собрании очень аккуратно сказал, что русские имеют право учить детей на своем родном языке, и власти страны творят произвол, нарушают свои международные обязательства в отношении прав этнических меньшинств".

Надо бы вообще посмотреть, что там происходит с более чем десятком уголовных дел, возбужденных после этого собрания. Есть информация, что их потихоньку закрывают, но в "индивидуальном порядке". Хорошо бы сделать сводку.

Александр Кузьмин: "Рад представить вам небольшую базу данных по международным документам, связанным с положением национальных, религиозных, языковых меньшинств в Эстонии.

База содержит более 120 выдержек из 50 документов. Выдержки упорядочены:

  • по источникам (органы ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ЕС, иностранные государства),
  • по темам (образование, гражданство, Языковая инспекция, имена, СМИ, занятость, историческая память, общественные услуги и т. д.) и
  • по дате (старейший документ – 1992 года).

База дополняет мои аналогичные базы по Латвии и Литве, созданные ранее".

Своеобразную "базу данных", свой очередной ежегодник, представила на неделе эстонская Охранка. Произведение я еще не изучал, поэтому пока процитирую выводы Delfi: "Гендиректор Департамента полиции безопасности Эстонии Арнольд Синисалу считает, что деятельность России по оказанию влияния на Эстонию не является сверхэффективной. Он также отмечает, что российская пропаганда достигает Эстонии через праворадикальные движения США".

Без комментариев. Хотя вопрос о том, что творится в головах у эстонцев в погонах, остается. Интервью с жертвой оккупации, а ныне командующим Силами обороны Эстонии Мартином Херемом – все в том же Delfi:

"– В мае пройдут учения "Защитник Европы", по поводу чего Россия неоднократно выражала свое раздражение. Каков разумный баланс между демонстрацией cилы военного сдерживания и бессмысленным раздражением?

– Я не найду корректного выражения по этому поводу. Россия творит хрень. С тупым лицом она лжет и игнорирует все, что сама же и творит". 

Ответ великолепен, но и вопрос хорош. Я попробовал представить, где же на самом деле находится "баланс между демонстрацией cилы военного сдерживания и бессмысленным раздражением?". Не получилось.

Посольство России в Таллине не оставило эти откровения без реакции:

"По мнению посольства России, Херем выступил в роли "новоявленного оракула". При этом российские дипломаты были не уверены, стоит ли вообще цитировать его высказывания "в стиле чеховского унтера Пришибеева". Российское диппредставительство привело лишь некоторые его тезисы, снабдив их своими комментариями, ведь генерал откровенно нахамил в адрес России. После чего в российском посольстве предположили, что генерал уже в течение длительного срока "носится с навязчивыми фантомными идеями".

Идеи Юрия Алексеевича Петропавловского фантомными не были. Они во многом были нашими. Прощайте, товарищ.

Ты был крут, мужик!..

Свободу Юрию МелюАльгирдасу ПалецкисуОлегу БуракуКонстантину НикулинуАлексею Грейчусу!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме