Слабый пол жесткой руке не помеха. Три женщины, перевернувшие лодку балтийского единства

Рукопожатие

Александра Павлова

Исторически Международный женский день появился как день солидарности женщин в борьбе за эмансипацию и равные права, в том числе и в политической сфере. В прибалтийской политике женщин не так много, однако те, о ком сегодня пойдет речь, точно известны всем.

Международный женский день ежегодно празднуется в ряде стран 8 марта. Исторически этот день появился в качестве дня солидарности женщин во многих странах в борьбе за эмансипацию – отказа от различного рода социальных зависимостей – и равные права, в том числе в политической сфере.

В Латвии, Литве и Эстонии нет проблем с доступом женщин к различным социальным сферам. Правда, в политическом управлении стран женщин все еще не так много, как мужчин. Но все-таки они есть, и о них, а также о том, что их объединяет, речь и пойдет.

Первая из первых

Экс президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга
Экс президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга

Бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга – символ латвийской политики. Именно она в 1999 году стала первой женщиной-президентом в странах Балтии и занимала этот пост до 2007 года.

Ее президентство началось весьма неожиданно: дело в том, что Вике-Фрейберга не была фаворитом выборов – лишь запасным кандидатом социал-демократов. Но все кандидатуры, выдвинутые в первой фазе выборов, большинства голосов депутатов Сейма не получили, и 17 июня 1999 года Сейм избрал Вике-Фрейбергу президентом Латвии.

Согласно латвийской конституции, президент является больше символической фигурой. Впрочем, это не помешало Вике-Фрейберге активно участвовать во внешнеполитической деятельности. Более того, она даже вошла в список ста самых влиятельных женщин мира по версии Forbes за 2005 и 2006 года.

В настоящее время политик продолжает заниматься активной общественной деятельностью – она является членом Европейского совета по толерантности и взаимоуважению.

Эта международная неправительственная организация занимается выработкой инициатив и предложений для улучшения ситуации в сфере толерантности в Европе.

Агент "Магнолия"

Даля Грибаускайте выступает перед Генеральной ассамблеей в Нью-Йорке
Даля Грибаускайте выступает перед Генеральной ассамблеей в Нью-Йорке

Единственная женщина-президент Литвы и единственная из прибалтийских лидеров, о биографии которой мало что известно, Даля Грибаускайте следующая в нашем списке активных политических игроков "слабого пола" в прибалтийской политике.

В мае 2009 года тогда еще еврокомиссар Даля Грибаускайте одержала победу на президентских выборах республики, набрав один из максимальных показателей в Литве за все выборы после распада СССР – 69,05%. Затем была переизбрана на второй срок после майских выборов 2014 года, победив во втором туре.

Правда, потом не сказать, что Грибаускайте повезло. Дело в том, что перед началом распределения постов в Европейском союзе в 2019 году – как раз тогда, когда к концу подходила вторая каденция политика – многие прогнозировали, что из президентского дворца на площади Дауканто она отправится прямиком в Брюссель.

Однако никакого поста ей в итоге не дали. Среди главных причин – личные характеристики экс-президента и "дележ" постов между европейскими партиями.

Правда, занятие для себя Грибаускайте все-таки нашла: стала посланником инициативы "Поколения равных прав", а также присоединилась к органу правления аналитического центра Friends of Europe.

Что же касается биографии Грибаускайте, о ней действительно известно немного: место рождения, семья, образование, – все остальное окутано тайной. Несколько лет назад в сети появились копии документов, в которых утверждается, что Грибаускайте во время учебы сотрудничала с КГБ и именовалась "агентом Магнолия".

Необходимо заметить, что сама политик от связей с Комитетом Госбезопасности открещивается.

Президент с бейджиком

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд

Действующий президент Эстонии Керсти Кальюлайд, как и экс-лидер Латвии Вайра Вике-Фрейберга, стала президентом довольно неожиданно.

Дело в том, что после трех не выявивших победителя раундов президентских выборов в Рийгикогу и двух в Коллегии выборщиков совет старейшин парламента республики выдвинул Кальюлайд единственным кандидатом на пост главы государства. И 3 октября 2016 года по итогам выборов в Рийгикогу стало ясно, что пост президента республики впервые займет женщина.

Как и Латвия, Эстония – парламентская республика, вследствие чего полномочия главы государства в значительной степени ограничены, он является символической фигурой, исполняющей представительские и формальные функции. Поэтому неудивительно, что бывали случаи, когда нового президента Эстонии не узнавали.

Так, когда Керсти Кальюлайд в 2017 году прибыла на панельную дискуссию Мюнхенской конференции по безопасности, модератор сессии, предлагая задать вопрос, обратился к ней как к "леди": "Вот эта леди хочет задать вопрос... Было бы хорошо, если бы вы сказали, кто вы и кого вы представляете", – сказал модератор. На что Кальюлайд поблагодарила его и представилась: "Спасибо, я Керсти Кальюлайд, президент Эстонии". В итоге западные журналисты и сами эстонцы наделили своего лидера ироничным прозвищем "президент с бейджиком".

С другой стороны, в 2017 году Кальюлайд стала первой эстонкой, которая попала в список самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. В журнале указывалось, что президент является руководящей фигурой в цифровой революции Эстонии, а сама республика – первое государство, которое дигитализировало государственные услуги.

Разъединяющий фактор

Вайра Вике-Фрейберга, Даля Грибаускайте и Керсти Кальюлайд – первые женщины на постах президентов балтийских республик. Для Латвии и Эстонии их назначение было довольно неожиданным, в Литве выбирали жители. У них есть связь с СССР, сейчас все три выступают за сотрудничество с США и Европой.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд и президент Литвы Даля Грибаускайте
Канцелярия президента / Робертас Дачкус
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд и президент Литвы Даля Грибаускайте

Однако есть то, чем они отличаются друг от друга. И это, как ни странно, позиция по России.

Вайра Вике-Фрейберга в 2001 году после встречи с президентом России Владимиром Путиным назвала лидера "симпатичной личностью" и хорошим руководителем своей страны. Летом 2014 года в интервью журналу Klubs президент заговорила уже по-другому:

"Господин Путин пытался меня запугать уже при нашей первой встрече. Когда ему это не удалось, он стал раздражаться. При этом он за три секунды мог превратиться из мягкого и любезного человека в полную противоположность, он умел это делать. Он менял лица так же ловко, как можно закрыть или открыть кран", – заявила она.

А в январе 2017 года в статье газеты The Washington Post появилась статья о воздействии Владимира Путина на президента США Дональда Трампа, где цитировалась Вике-Фрейберга.

Экс-президент говорила, что в 2001 году Путин сначала атаковал ее, а затем попытался очаровать.

Сейчас Вике-Фрейберга поддерживает НАТО и создание антироссийского блока Латвией, Литвой, Эстонией и Польшей.

Бывший литовский лидер Даля Грибаускайте была еще резче в своих высказываниях и действиях: она регулярно критиковала позицию российского руководства, продвигала антироссийские проекты и инициативы на международном уровне, а Россию и вовсе назвала террористическим государством. Именно при Дале Грибаускайте двусторонние отношения оказались фактически замороженными.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 18 апреля 2019
РИА Новости
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 18 апреля 2019

Самый прагматичный подход продемонстрировала президент Эстонии Керсти Кальюлайд. В 2019 году она приехала на встречу с президентом России Владимиром Путиным, где стороны обсудили вопросы двусторонних отношений. Одним из итогов встречи стало приглашение Путина на VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов, который намечен на июнь 2020 года.

Безусловно, переговоры Кальюлайд и Путина не привели к переводу российско-эстонских отношений на новый уровень. Однако тем самым Кальюлайд показала своим коллегам из Прибалтики, что с Россией можно не только враждовать, как это было принято до сих пор, но и разговаривать. Тем более что этот разговор может в итоге привести к выгодному сотрудничеству. Хотя бы в экономическом смысле.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме