Президент Эстонии Керсти Кальюлайд положительно оценивает "Инициативу трех морей" (3SI) и намерение США выделить на этот ее проект миллиард долларов.
"Цель Эстонии – добавить проходящему этим летом саммиту "Инициативы трех морей" практические аспекты, в том числе подробнее обсудить цели и модель финансирования нового Фонда "Инициативы", – заявила она.
Кальюлайд пояснила, что экономический потенциал стран "Трех морей" достаточно невелик, несмотря на то, что они составляют треть территории ЕС, и в них проживают в общей сложности порядка 105 млн человек. Соответственно, эти страны заинтересованы в дополнительных инвестициях для развития инфраструктуры, энергетики и цифровой сферы.
"Одна из задач предстоящего в начале лета в Таллине саммита "Инициативы трех морей" – поставить более высокие цели и в области развития цифрового сотрудничества, и цифровой грамотности государств", – сказала Кальюлайд.
Глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу также выражает полную поддержку "Инициативе трех морей".
До проходящего в Эстонии саммита осталось всего четыре месяца. Его цель – создать единую концепцию целей инициативы и решить, в каком направлении двигаться дальше.
"Инициатива трех морей"
Идея "Инициативы трех морей" принадлежит Польше и Хорватии, которые предложили в 2015 году создать неформальное объединение из двенадцати стран-членов ЕС, которых объединяет общая история вхождения в Евросоюз: все они вступили после 2004 года (за исключением Австрии). Практическая цель этого объединения – усиление сотрудничества в сфере инфраструктуры, энергетики и безопасности.
Другой отличительной чертой стран 3SI является усиление энергонезависимости. Объединиться же их побудило то, что в рамках ЕС к их интересам якобы слишком мало прислушиваются. Они полагают, что вместе им удастся добиться в Брюсселе большего.
Примечательно, что в 2017 году встреча лидеров стран 3SI состоялась в Варшаве при участии президента США Дональда Трампа. По мнению обозревателя Sputnik Эстония Алексея Тоом, она "больше напоминала согласование сделки о закупках американского сжиженного природного газа, чем политическую дискуссию".