Заместитель председателя комиссии по иностранным делам Рийгикогу Марко Михкельсон (Партия реформ) заявил, что нужно заменить спикера парламента, заместителя главы Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Хенна Пыллуааса.
Причиной такого заявления стали слова спикера Рийгикогу о том, что Эстония должна требовать возвращения принадлежавших ей после Тартуского мира территорий. Об этом он сообщил на своей странице в Facebook.
"Сейчас правительство похоже на базар, где пытаются перекричать друг друга или перехитрить дурачков. Пыллуаас за наплевательское отношение к общей позиции комиссии по иностранным делам за 13 января 2020 года (спикер Рийгикогу не может говорить о предъявлении России территориальных требований, поскольку Рийгикогу не давал ему таких полномочий) заслуживает вотума недоверия. В марте коалиция может предложить заменить Хенна Пыллуааса кем-нибудь другим. Давно пора", – отметил Михкельсон.
Ранее в интервью Пыллуаас заявил, что правящая коалиция не будет ратифицировать пограндоговор с РФ, подписанный в 2014 году.
"Позиция [правительственной] коалиции состоит в том, что мы не будем продвигаться с ратификацией пограничного договора", – сказал тогда Пыллуаас.
Отвечая на вопрос о том, как следует поступить Эстонии, если Россия первой ратифицирует пограничный договор, спикер эстонского парламента заявил, что делать ничего не нужно.
"Ничего делать не следует. Несомненно, нам не следует его ратифицировать. Если мы заключим новый договор о границе и откажемся от тех территорий, это будет иметь огромные юридические последствия. Во-первых, мы аннулируем Тартуский мирный договор. В связи с этим аннулируется и наша правопреемственность, что означает автоматическое изменение состава наших граждан и так далее. Это исключительно опасный путь", – отметил Пыллуаас.
После такого "выпада" ему пришлось объясняться перед парламентской комиссией по иностранным делам Эстонии. Так, он заявил, что в своих высказываниях касательно договора об эстонско-российской границе опирается исключительно на свое личное понимание вопроса и Конституцию Эстонской Республики.
На что в комиссии ему порекомендовали на будущее при обсуждении этого договора пояснять, что высказываемая позиция является исключительно его личным мнением.
По мнению Михкельсона, провоцируя Россию подобными высказываниями, Пыллуас и ему подобные ставят безопасность Эстонии и ее союзников "под удар".
"Безопасность Эстонии – это не игрушка. Бессмысленно провоцируя Россию и разрушая последовательную внешнюю политику Эстонии, многие лидеры нынешней правящей коалиции (Пыллуаас, Сеэдер и Рейнсалу с его выкрутасами) сделали нашу безопасность и безопасность наших союзников (лица, требующие возвращения Печор от России, кажется, забывают, что Эстония – член НАТО) беспричинно уязвимой", – заявил Михкельсон.
Он также выразил надежду, что эстонский министр обороны Юри Луйк, "так много сделавший для заключения пограничных договоров, не останется молчаливым наблюдателем и скажет свое веское слово".
Тартуский мирный договор
Впервые российско-эстонский договор о границе был подписан в 2005 году. При его ратификации Эстония в одностороннем порядке включила в соответствующий закон преамбулу, содержащую ссылки на Тартуский мирный договор 1920 года между Эстонией и РСФСР. Тогда Москва отозвала свою подпись.
Во второй раз он был подписан в 2014 году. Со стороны Эстонии подпись под соглашением поставил министр иностранных дел Урмас Паэт. С российской стороны – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Однако процесс ратификации затянулся, причем власти Эстонии обвиняли в этом именно российскую сторону.
В Москве, в свою очередь, ссылаются на договоренности, которые не исполняет Эстония. Согласно им, обе стороны должны были "обеспечить нормальную, неконфронтационную атмосферу по отношению друг к другу со стороны правящих кругов".