Эстонский адвокат Пауль Керес убежден, что цель закона о пенсионной реформе перевешивает возможные ущемления Конституции, а его коллега Карри Гинтер придерживается противоположного мнения. Свои позиции по поводу конституционности пенсионной реформы они высказали во вторник, 11 февраля, в телепередаче "Esimene Stuudio".
Как известно, президент Эстонии Керсти Кальюлайд не стала провозглашать принятый Рийгикогу закон о переводе второй пенсионной ступени на добровольную основу, вернув его на повторное рассмотрение в парламент.
Вето президента – вмешательство в политику?
Ведущий задал вопрос, является ли вето президента обычной юридической практикой или вмешательством в политику. На это Гинтер ответил, что президент просто выполняет свои конституционные задачи.
"Если президент считает, что закон противоречит Конституции, она не должна его провозглашать. В этом нет ничего особенного. Президенты (Эстонии – прим. Baltnews) это делали 62 раза", – заявил он.
Керес же заявил, что здесь речь идет о вето, как минимум частично наложенном по политическим причинам.
"Хотя она (Керсти Кальюлайд – прим. Baltnews) утверждает, что это не так, если прочитать решение, то там скорее политические признаки", – отметил юрист.
По словам Кереса, если Кальюлайд не провозглашает закон из-за противоречия Конституции, то она должна быть убеждена в этом противоречии.
"А если прочитать мотивировочную часть решения, то это убеждение в юридическом смысле там не прослеживается. Очень просто установить, говорит ли президент о политике или праве. Когда президент говорит о целесообразности – это политика. И ее решение преимущественно говорит о целесообразности", – пояснил он.
Решение Кальюлайд
В пятницу, 7 февраля, президент Эстонии Керсти Кальюлайд отклонила закон о пенсионной реформе. Она заявила, что он должен согласовываться с Конституцией, а сейчас находится с ней в противоречии.
Как отметила Кальюлайд, государство дало обещание, что у людей будут определенные права и обязанности, связанные с получением прибавки к пенсии. Теперь же эта система ликвидируется. Государство может изменять законы, отметила Кальюлайд, но изменения не могут нарушать обещаний.
Примечательно, что президент не стала заказывать юридический анализ закона о реформе, просто ограничившись консультациями с бывшими канцлерами права, экс-председателями госсуда и различными экспертами. Это вызвало шквал критики в адрес президента.
Ранее в комментарии Baltnews депутат Рийгикогу от Центристской партии Мартин Репинский заявил, что закон о пенсионной реформе, скорее всего, не будет сильно переработан после вето Кальюлайд.
"Я согласен с тем, что там есть какие-то риски несоответствия Конституции. Но на самом деле каких-то особых проблем я не вижу, поэтому думаю, что закон более-менее в таком же виде будет окончательно принят", – сказал депутат.
По мнению эстонского политолога Тоомаса Алаталу, президент Керсти Кальюлайд, отклонив важный для коалиции закон, играет с ней в "политическую игру".
"У нас очень популярно все время ссылаться на Конституцию, не давая никаких объяснений. Это самое простое. Так что я могу сказать, что ожидал большего", – отметил Алатал.
О пенсионной реформе
Реформа второй ступени пенсионной системы предоставит пенсионерам возможность самостоятельно откладывать средства, которые они смогут забрать уже из накопленных денег за вычетом подоходного налога.
Иными словами, жители Эстонии смогут сами распоряжаться накопительной пенсией, например, инвестируя ее в недвижимость или ценные бумаги. При желании пенсионер сможет просто снять все накопленные средства себе на счет и потратить их по своему усмотрению.
Идея реформы принадлежит правительству Эстонии – главным образом, партии "Отечество" (Isamaa). Коалиция хочет, чтобы закон о реформе начал действовать с 1 января 2021 года.