Рано утром избирательные участки привычно открылись в школах, больницах, домах культуры. Желающие проголосовать в Донецке стояли в очереди, чтобы ответить на единственный вопрос "Поддерживаете ли вы акт о государственной самостоятельности Донецкой народной республики?".
В ночь перед референдумом украинцы обстреляли из минометов Славянск, а в Красноармейске украинская нацгвардия захватила несколько избирательных участков. При нападении погибло несколько русских людей.
На следующий после референдума день власти ДНР объявили о суверенитете и выразили желание вступить в состав России, а также объединиться с Луганской Народной Республикой (ЛНР) в Новороссию.
К слову, это был уже не первый региональный референдум в Донецкой области Украины, 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях прошел "Совещательный опрос" в ходе которого жители области положительно ответили на вопросы о федеративном устройстве Украины и о признании русского языка государственным. Украинские власти результаты этого голосования проигнорировали.
Подготовка референдума в 2014 году осложнилась тем, что Центральная избирательная комиссия Украины заблокировала электронные базы данных по избирателям в Донецком и Луганском регионах. Точно также она поступила месяц назад в Крыму.
Независимых наблюдателей на референдуме также не было. Общественный контроль на голосовании осуществляли 470 журналистов.
Всего в выборах участвовало более 2.5 миллионов человек. В день голосования были открыты 1527 избирательных участков. Явка избирателей составила 75 %, за независимость от Украины проголосовали 89,07%, против – 10 %.
Пресс–служба Кремля по итогам референдума в Донбассе обнародовала специальное заявление: "В России внимательно наблюдали за подготовкой и проведением референдумов в Донецкой и Луганской областях Украины. Отмечаем высокую явку населения, несмотря на попытки сорвать голосование… В Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдёт цивилизованным путём, без каких–либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска".
Украинские власти заранее назвали референдумы в Донецке и Луганске "нелегитимными". Представитель госдепартамента США Джен Псаки их поддержала, заявив, что все региональные референдумы на Украине являются "незаконными" и "фальшивыми", а этот шаг "ведёт к расколу и беспорядкам".