"Государственная независимость Эстонии и ее международное признание были достигнуты в результате навигации в круговороте противоречивых интересов крупных держав. Для успеха было необходимо продемонстрировать абсолютный пик дипломатического пилотажа", – заявил Миксер.
По его словам, факт того, что в ходе так называемой Освободительной войны Эстонию поддержал британский военно-морской флот, а также датские, финские и шведские добровольцы, обуславливает нынешний курс страны на интеграцию с западными структурами – НАТО и ЕС.
"Сегодня мы можем сказать, что в качестве члена НАТО мы в военном отношении защищены лучше, чем когда-либо раньше в истории нашего государства. Это достижение является дипломатическим усилием, сравнимым с трудом Поска и его соратников в преддверии заключения Тартуского мирного договора", – пояснил он.
Коллега Миксера министр юстиции Урмас Рейнсалу в своей последней статье в Eesti Päevaleht заявил, что во внешнеполитических интересах Эстонии – "безоговорочно руководствоваться при рассмотрении вопроса о границе действующей второй статьей Тартуского мира и действием правовой преемственности".
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич объяснил в разговоре с Baltnews.ee, почему он согласен с Миксером, но не согласен с Рейнсалу.
"Без фундаментальной поддержки британского флота, а самое главное – британского казначейства, естественно, Эстония не получила бы того результата, которого она добилась", – прокомментировал он слова Свена Миксера.
"Находясь в окружении более сильных противников, в 1914–1920 годах Эстония действительно реализовала свои преимущества и стала независимым государством", – признал Межевич.
Однако он бы поспорил с оценками Урмаса Рейнсалу.
"Если министр юстиции считает, что от нынешних договоренностей с Россией надо отказаться и вернуться к пересмотру всех договоренностей с ней, то это будет и пересмотр договора 1920 года. И тогда Эстония не только не обязательно получит что-то еще, она может что-то и потерять", – считает эксперт.
Напомним, что с точки зрения России, Тартуский мирный договор 1920 года утратил силу после вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году.
18 мая 2005 года РФ и Эстония подписали в Москве два договора по пограничным вопросам. 20 июня 2005 года парламент Эстонии ратифицировал их, в одностороннем порядке внеся в преамбулу закона о ратификации упоминание о Тартуском мирном договоре. В Москве посчитали, что тем самым подтверждается ряд неприемлемых для РФ оценок вхождения Эстонии в состав СССР, и 1 сентября 2005 года президент России Владимир Путин дал распоряжение отозвать подпись России под пограничными договорами с Эстонией.
18 февраля 2014 года глава МИД РФ Сергей Лавров и его эстонский коллега Урмас Паэт подписали в Москве новый договор о границе и разграничении морского пространства в Нарвском и Финском заливах. В отличие от версии 2005 года, в договоре указано, что он регулирует вопросы, касающиеся исключительно прохождения государственной границы. Также зафиксировано обоюдное отсутствие территориальных претензий.