17 лет назад, 11 сентября 2001 года, в США боевики-смертники террористической организации "Аль-Каида" захватили четыре пассажирских самолета, направив два из них на символ делового Нью-Йорка – башни Всемирного торгового центра, а два других – на Пентагон и, предположительно, на Белый дом или Капитолий. Все самолеты, кроме последнего, достигли целей.
Предупреждения были
Нападение на США готовилось в течение пяти лет с 1996 года. По версии американских властей, идея угнать несколько самолетов и направить их на важные объекты инфраструктуры США принадлежала Халиду Шейху Мохаммеду – участнику пакистанских террористических групп.
В 1996 году он рассказал о своем плане Усаме бен Ладену – основателю международной террористической организации "Аль-Каида".
В активную стадию разработка теракта перешла в конце 1998-го – начале 1999 года. Тогда же были выбраны цели и отобраны исполнители – 19 террористов, которые были в большинстве своем гражданами Саудовской Аравии.
В конце 1999 года американские спецслужбы получали сведения о готовящемся крупном теракте. Агентство национальной безопасности США перехватывало телефонные переговоры членов "Аль-Каиды" и знало как минимум об одной встрече, где теракт должен был обсуждаться. ЦРУ, следившее за Усамой бен Ладеном с 1996 года, получило информацию от властей Саудовской Аравии, что два саудовца, ранее обучавшихся в летной школе в Сан-Диего, стали членами "Аль-Каиды". Однако спецслужба США не поделилась этой информацией ни с Госдепартаментом, который, например, мог отказать саудовцам в визах, ни с ФБР.
В июле 2001 года рядовой агент ФБР в Аризоне сообщил о возможном плане бен Ладена отправить своих людей в американские училища гражданской авиации. Он предлагал в связи с этим допросить всех арабских учеников летных школ, но поддержано это предложение не было. К августу ЦРУ точно знало из различных источников, что Усама бен Ладен готовит теракт на территории США и, возможно, решит угнать самолеты.
Почему не отреагировали?
Многочисленные расследования, как правительственные, так и независимые, констатировали, что теракт не удалось предотвратить из-за отсутствия практики обмена информацией между различными ведомствами и спецслужбами. К примеру, когда сотрудник ФБР, приставленный к группе ЦРУ, следившей за бен Ладеном, попросил разрешения поделиться со своим ведомством данными об участии двух саудовцев в "Аль-Каиде", ему было отказано с формулировкой "Это не дело ФБР".
Кроме того, считается, что несмотря на то, что американские спецслужбы знали о готовящемся теракте, они не воспринимали полученную информацию всерьез.
Однако существуют и версии, согласно которым теракты намеренно решили не предотвращать, чтобы затем осуществить вторжение на Ближний Восток.
Последствия глобального масштаба
Прямым международным следствием терактов 11 сентября стало объявление администрацией Джорджа Буша-младшего (2001–2009) "Войны против терроризма" и начало многолетней кампании в Афганистане – США возложили на афганских талибов ответственность за теракт, поскольку те помогали укрывать и тренировать членов "Аль-Каиды". После атак 11 сентября 14 из 19 стран-членов НАТО в соответствии с 5 статьей устава организации о коллективной обороне также направили свои воинские контингенты в Афганистан.
Соответственно, вслед за войной в Афганистане последовало нападение США на Ирак в 2003 году.
После терактов 11 сентября, в соответствии с "Доктриной Буша" (о праве США вести превентивные войны – прим. Baltnews), американская администрация заявила, что из Ирака исходит угроза безопасности США. Режим Саддама Хусейна, по версии Вашингтона, располагал оружием массового уничтожения, которое он мог предоставить террористам.
После вторжения США в Ирак в стране начался хаос. В 2009 году США начали вывод войск из Ирака. А оружие массового уничтожения, предполагаемое наличие которого послужило предлогом для начала войны, так и не было найдено. Свержение Саддама Хуссейна, американская оккупация страны и затем вывод войск США впоследствии привели к рождению на территории Ирака и Сирии новой террористической силы – ИГИЛ (запрещено в Российской Федерации – прим. Baltnews), с которой международное сообщество активно борется и сегодня.