Напомним, что 9 августа были предъявлены подозрения в коррупции главе фракции Центристской партии в Нарвском Городском собрании Алексею Воронову и заместителю председателя горсобрания Ларисе Олениной. Во второй половине дня под подозрение попали депутаты Илья Федоров, Татьяна Столфат и Алексей Мяги. Далее список расширился до восьми человек – туда вошли Елена Пахомова, Елизавета Чертова и Сергей Львов.
В результате выдвинутых подозрений центристы провели срочное заседание, на котором обсудили сложившуюся ситуацию. По его итогам председатель Центристской партии Юри Ратас заявил, что подозреваемые на время следствия должны приостановить свои депутатские полномочия и отстраниться от работы на руководящих постах в городских учреждениях.
Примечательно, что расследование Полицией безопасности (КаПо) было инициировано непосредственно перед назначенным 16 августа заседанием Нарвского Горсобрания, где депутаты должны были избрать нового председателя местного представительного органа. Ранее предыдущий председатель Александр Ефимов сложил полномочия в июне 2018 года из-за обвинительного приговора в мошенничестве.
Имея 23 голоса из 31 в собрании, центристы могли единолично избрать на руководящий пост представителя свой партии. Однако, в настоящий момент из-за подозрения в коррупции восьми человек, они теряют необходимое представительство для решения этого вопроса в обход оппозиционной коалиции "Наша Нарва".
Baltnews.ee обсудил с евродепутатом, председателем Нарвского округа Яной Тоом, почему депутаты оказались под подозрением и почему Центристская партия не встала на сторону своих подопечных.
– Выдвинутые подозрения уже плохо повлияли на положение центристов в Нарвском Городском собрании. Я уважаю мнение правления партии по этому поводу, хотя его не поддерживала на обсуждении, и считаю, что изначально надо было разобраться в ситуации. Пока ситуация с места не сдвинулась, вполне возможно, что предъявленные подозрения так и не станут обвинениями.
В чем конкретно обвиняют нарвских центристов?
– Согласно закону о коррупции, если депутат во время голосования в Городском собрании вступает в конфликт интересов, он должен отстраниться от голосования. Подозрения предъявлены на том основании, что члены совета городских предприятий при голосовании по вопросам, касающихся этих предприятий, не устранялись.
Но для этого есть объективные причины. В Нарве 31 депутат, и чтобы решение было принято – нужен кворум голосов. Если бы, к примеру, пять членов совета нарвской городской больницы отстранились от голосования по поводу создания Центра семейных врачей, то и не было в Нарве этого учреждения. Другой вопрос, надо ли действительно пяти депутатам городского собрания быть членами совета нарвской больницы? – вот об этом нужно дискутировать. На уровне государства этот вопрос решен: депутат Рийгикогу не может входить в советы предприятий в отличие от местных депутатов. И в этом главная проблема, потому что люди, которые голосовали – не обогатились ни на копейку, ни у кого из них не выросли доходы.
– В случае с больницей, мы говорим о стоимости недвижимости более 800 тысяч, поэтому депутатам вменяют подозрение в коррупции в особо крупных размерах. Звучит так, будто они положили в карман эти деньги. На самом деле этого, конечно же, не было. Они просто приняли решение, что в этом здании город будет создавать Центр семейных врачей при городской больнице. Но формально закон был нарушен, и это нельзя игнорировать, потому что депутат обязан эти законы знать.
Почему партия не стала защищать нарвских депутатов?
– Такое массовое уголовное преследование нанесло репутационный ущерб правящей партии. Депутат городского собрания должен ориентироваться на законодательство своей республики. Другое дело, технически это даже не работа депутата. В городском собрании существует аппарат с юристами, которые должен был обратить внимание депутатов на этот нюанс в законодательстве.
Я думаю, что орган самоуправления Нарвы не единственный, где этот пункт закона нарушался.
Повлияет ли вмешательство КаПо на голосование по вопросу председателя Нарвского собрания?
Разумеется, да – обстановка крайне нездоровая. Я понимаю один, но восемь депутатов – это очень много! Сейчас мы будем пытаться прийти к какому-то консенсусу, который устроит и "нарвитян" и большое правление.
Смогут ли центристы договориться с местной оппозицией? – вопрос остается открытым. За неделю до начала расследования КаПо "Наша Нарва" собирала внеочередное заседание, на котором представила своего кандидата в кресло председателя. Им стал заместитель руководителя таможенной службы Налогового-таможенного департамента и член Союза Обороны Антс Кутти. Представители оппозиции сомневаются, что у Центристской партии есть подходящий кандидат на место председателя.
В любом случае, если нарвские депутаты не придут к консенсусу до 21 августа – такой срок исходит из закона, их собрание окажется под угрозой роспуска.