День памяти и скорби 22 июня не считается официальным в странах Прибалтики, но, несмотря на это, каждый год около мемориальных комплексов собираются люди, которые помнят о событиях Великой Отечественной войны, и возлагают цветы.
"Сегодня к мемориалу "Бронзовому солдату" в Таллине, пришли многие: ветераны, члены общественных организаций. Память павших почтил посол России в Эстонии Александр Михайлович Петров. Каждый год 22 июня мы возлагаем цветы, чтобы показать, что мы помним о жертвах кровавой войны, а молодые выставляют "Вахту памяти", – рассказывает организатор акции "Бессмертный полк" в Таллине Сергей Чаулин.
Он сожалеет, что, несмотря на значимость даты, власти Эстонии не считают ее памятной. В пропаганде всего антироссийского эстонские власти доходят до крайности, "толкая себя на задворки Европы", отметил Чаулин. Он привел в пример сворачивание русскоязычного образования, атаки на проект газопровода "Северный поток–2", поиск поддержки НАТО.
Вне зависимости от настроений властей для жителей Эстонии 22 июня – это страшная дата, которую принято называть "День памяти и скорби", это горе независимо от национальности и места жительства, считает организатор "Бессмертного полка" в Таллине.
"Если рассуждать философски, современные политики не учатся на ошибках предшественников, часто забывая о кровавом опыте истории. Ведь то, что и сейчас есть – это война", – заявил Сергей Чаулин.
Памятную дату отметили и в Латвии. Так историк, координатор Совета общественных организаций республики Виктор Гущин, рассказал, что в пятницу, 22 июня, у "Памятника освободителями Риги" собрались представители общественных организаций, нескольких политических партий ("Русский союза в Латвии", члены социал–демократической партии "Согласие"), ветераны, работники посольств России и Белоруссии.
При этом историк отметил: "Нас было совсем немного и, к сожалению, молодежь практически отсутствовала".
По словам Виктора Гущина, для официальных властей Латвии "эта дата не значит ровным счетом ничего". История, как известно, развивается по спирали: так современная ситуация с распространением антироссийских настроений несколько повторяет события 1940–х годов, отметил он.
"Правы те историки, которые говорят, что сегодня поддерживается пронацистская версия истории Латвии, связанная с тем, что на официальном уровне оправдывается деятельность "Латышского национального легиона". Все что связано с Красной Армией, заключил Гущин, воспринимается как нечто "вражеское".