По словам экс-президента Эстонии Арнольда Рюйтеля, президент РФ Борис Ельцин после своего утверждения на должности главы российского государства провел с Рюйтелем переговоры в Москве, на которых выразил принципиальную готовность восстановить границы Эстонии в более выгодном для Таллина варианте, а также репатриировать в Россию всех офицеров из бывшего советского контингента вместе с семьями, сообщает портал новостей Эстонского национального телерадиовещания.
Об этом Рюйтель рассказал в интервью, показанном в четверг, 10 мая, на телеканале ETV, комментируя по просьбе ведущего причины, по которым политик выступил в Рийгикогу против «июльских соглашений» 1994 года о выводе российских войск из Эстонии, выработанных Ельциным и президентом Эстонии Леннартом Мери.
«[В июльских соглашениях] решили, что офицеры с членами семей остаются в Эстонии. Такая опасность была, и я боролся за то, что они все должны уехать. Когда Ельцина утвердили президентом и Эстония стала независимой, он пригласил меня в Москву и отвез в свою резиденцию. Там мы несколько часов беседовали. В ходе беседы договорились о восстановлении границ Эстонии, но не той границы, которая есть сейчас, где полуостров Вярска отошел России. Мы вполне реально договорились, он сказал, что уточнит, что не может сейчас ответить, но в целом он согласен», — сказал Рюйтель.
Помимо границ, на встрече обсуждалась дальнейшая судьба российских офицеров в Эстонии. «Второй темой было то, что офицеры со своими семьями должны выехать, что я попрошу поддержки и денег у западных стран, эстонские строители построят в окрестностях Москвы и Ленинграда жилье для офицерских семей, но не в нашей приграничной зоне. И мы ударили с Ельциным по рукам», — вспоминает экс-президент, который в 1991 году занимал пост Председателя Верховного Совета Эстонии.
«Когда эти вопросы встали на Тоомпеа, то там звучали совсем иные подходы. Как известно, Леннарт Мери в качестве президента подписал [26 июля 1994 года] так называемые июльские соглашения [о выводе российских войск из Эстонии], по которым все офицеры остались в Эстонии вместе с членами семей. И кроме того, из Германии перевезли еще более 7000 офицеров. Так что такой контингент остался в Эстонии. Однако правильно, как я сказал Ельцину, чтобы офицеры, давшие подпись [под обязательством] защищать свою родину, жили у себя на родине и им нужно создать условия. В этом сильная сторона России. А не размещать их на территории других стран. Поэтому я не мог согласиться с этим решением, потому что это было только символически. Солдаты бы так или иначе ушли, но намного более сильным контингентом, чем солдаты, были ведь офицеры», — пояснил Рюйтель свою оппозицию по июльским соглашениям.