Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

Судно Pioneering Spirit на пути в район укладки газопровода «Северный поток ‑ 2»

С учетом поддержки Германии и того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность, считает Станислав Митрахович.

Федеральное сетевое агентство Германии отказалось освободить "Северный поток–2" из-под требований газовой директивы Евросоюза. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал Baltnews, какие еще у России есть способы вывести "Северный поток–2" из-под газовой директивы ЕС.

"Надо понимать, что были разные варианты того, как вывести "Северный поток–2" из газовой директивы ЕС. Тот вариант, который был отвергнут регулятором Германии, был самым простым. Но это не значит, что вообще в принципе другие варианты невозможны – отказались лишь от наиболее простого варианта", – пояснил он.

Например, "Газпром" может создать отдельную компанию, в которой он будет просто акционером, который имеет право управлять конечным участком "Северного потока–2" или вообще всем "Северным потоком–2", считает эксперт.

"Соответственно, там уже не будет необходимости, чтобы "Газпром" платил этой транспортирующей мощностью. Например, "Газпром" может на аукционах по бронированию мощностей вот у этой компании выкупать мощности ему необходимые", – сообщил Митрахович.

Второй вариант, по словам эксперта, заключается в создании виртуального хаба в Балтийском море.

"Есть и третий вариант. Например, можно продавать газ на выходе из России сразу каким-то европейским покупателям. Скажем, какая-нибудь европейская компания будет покупать газ еще в России, то есть пока этот газ еще не пошел в "Северный поток–2". И дальше по "Северному потоку–2" идет уже транзит газа, принадлежащего этой компании", – добавил эксперт.

Также Россия может использовать и четвертый вариант, согласно которому транспортировать газ будет не "Газпром", а другая российская компания.

"Можно в России изменить законодательство и разрешать другим компаниям, кроме "Газпрома" заниматься трубопроводным экспортом. И тогда какая-нибудь другая компания будет транспортировать газ. Да, это потребует реформы российского законодательства, но все это возможно", – сообщил Митрахович.

Он подчеркнул, что все эти варианты подразумеваются тем компромиссным форматом поправок к газовой директиве, которые были приняты в прошлом году.

"То, что сейчас не сработал простой вариант вывода из-под регулирования Третьего энергопакета, не значит, что этого нельзя будет сделать с помощью более сложных процедур", – отметил эксперт.

Поправки 2019 года

Он также рассказал, что поправки к Газовой директиве ЕС в 2019 году были приняты в компромиссном формате, благодаря влиятельности Германии в Совете ЕС.

"Дело в том, что в прошлом году принимались поправки к директиве ЕС. Их инициировали Европейский парламент, Европейская комиссия, то есть та часть евробюрократии, в которой очень сильны позиции оппонентов проекта. Германия была за проект, но ее позиции сильны в другом органе ЕС, который называется "Совет Европейского союза" – важный институт ЕС, который в частности принимает решение по санкциям. С учетом позиции Германии в Совете ЕС, он не пропустил в газовую директиву такие поправки, которые были бы для ФРГ неприемлемы", – добавил Митрахович.

По его словам, за счет того, что Германия могла тормозить ненужные ей решения в Совете ЕС, она смогла в итоге добиться компромиссного решения.

"Компромиссное решение предполагает, что страна, в которую входит государство извне ЕС, имеет право ее в том или ином варианте выводить из антимонопольного регулирования. Да, с учетом согласования с европейской бюрократией, но она имеет право вывести эту трубу. Вот в чем хитрость", – рассказал Митрахович.

Эксперт выразил уверенность, что в конечном счете "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность.

"С учетом поддержки Германии, с учетом того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, я думаю, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность. Пока главное – это его физически достроить", – заключил Митрахович.

Ссылки по теме