Дания выдала разрешение на строительство "Северного потока–2". Об этом в пресс-релизе сообщило Датское энергетическое агентство, которое непосредственно рассматривало заявку на проход газопровода через территориальные воды страны.
В комментарии Baltnews эксперты по энергетике рассказали, как скоро операторы "Северного потока–2" смогут продолжить строительство.
Главный редактор портала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич считает, что теперь возврат к проекту – вопрос сугубо технический.
"Суда, которые заняты трубоукладкой, неделю находятся в портах на побережье Эстонии. Время хода к месту предстоящей работы составляет от 36 до 40 часов", – отметил он.
А вот по словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, задержка согласования со стороны Копенгагена все же значительно сбила график работ. Тем не менее, считает он, нельзя не отметить позитивный фактор отсутствия дальнейших помех на пути "Северного потока–2".
"Строительство не останавливалось, просто оно шло постепенно. Был вариант альтернативного пути, увеличивая несколько расходы. Сейчас стало известно, что проект будет продолжен, хотя он уже и отстает от первоначальных темпов. Газопровод будет введен только в следующем году. Но в любом случае никаких прямых препятствий на текущий момент у него нет", – сказал эксперт.
Baltic Pipe помог?
В прошлую пятницу власти Дании успешно одобрили строительство морского участка газопровода Baltic Pipe из Норвегии в Польшу. Тогда разрешение одного плана и задержка "Северного потока–2", территориально и технически связанного с норвежской трубой, вызвало широкий общественный резонанс. Некоторые эксперты полагали, что разрешение Baltic Pipe косвенно поспособствует российскому проекту.
Сергей Пикин подтвердил Baltnews, что такой рычаг давления, хоть и косвенно, но мог существовать.
"Дания около двух лет тянула с выдачей решения. Просто у Копенгагена не было вариантов отказать в силу того, что по всем характеристикам проект находился на завершающей стадии. В силу того, что Baltic Pipe решение было дано, действительно, на этом фоне не давать проход второму проекту было бы абсурдно. К этому все шло, просто стоял вопрос, когда будет реализовано. Тем более, что Baltic Pipe будет некоторым образом связан с "Северный потоком–2". И российская сторона, скорее всего, будет норвежскую трубу согласовывать. В таком случае, можно сказать, что это было одним из факторов. Но давление было со всех сторон: и со стороны Германии, три наши заявки, а теперь еще и Baltic Pipe. Затягивать на годы не было никакой физической возможности", – резюмировал директора Фонда энергетического развития.
Борис Марцинкевич считает, что Baltic Pipe не сыграл существенной роли в разрешении "Северного потока–2":
"Я не думаю, что это связано с критикой. Это скорее ход, которое Датское энергетическое агентство готовило еще с прошлого года. Разрешение не выдавалось в сопровождении достаточно мощной антироссийской линии, которая шла из США, и, соответственно, которую после многократной ретрансляции в датских СМИ уже воспринимало как данность население и электорат Дании".
Эксперт по энергетике напомнил, что Дания сильно зависима от собственного газового месторождения, которое на данный момент переживает кризис.
"1,5 млн датских домашних хозяйств потребляют газ для своих нужд с месторождения Тайра. В 2016 году стало очевидно, что его предстоит ремонтировать. Процедура плановая, ничего выдающегося нет, но года полтора это занимает. Соответственно, Дания уже тогда должна была начинать переговоры с Германией, как единственным местом, откуда к ней может поступать природный газ. Месторождения Норвегии, например, расписаны по многолетним контрактам. По плану ремонт должен быть начаться в начале прошлого года, но этого не произошло. В сентябре 2019 года пошло сообщение, что это уже не плановый ремонт, а авария. И, на мой взгляд, это стало отличным объяснением и в "зарубежный обком", и собственному электорату, почему Копенгаген вынужден соглашаться на "Северный поток–2": "Джентльмены, мы в безвыходной ситуации. Для того чтобы пройти отопительный сезон, нам необходим газ. Газ Германия может предоставить только в обмен на уступки по "Северному потоку–2", – добавил эксперт.
Как подчеркнул Марцинкевич, объявление о решении было сделано "аккуратно и планомерно", а потому у тех, кто настаивал на продолжении блокады "Северного потока–2" вряд ли будет что сказать в упрек Дании.
"Предлог крайне изящный: "У нас авария, тяжелейшая ситуация. Мы бы очень хотели и дальше стоять поперек трубы, но не смогли, хоть и очень хотелось. Извините".
Кроме того, напомню, что задержка с разрешением – это не конфликт Дании с Россией. В финансировании "Северного потока–2" принимают участие западные компании. Затягивая им окупать их инвестиции, Дания вошла бы в конфликт не только с Россией, но и больших количеством серьезных организаций", – заключил он.
"Северному потоку–2" – да!
Исходя из сообщения Датского энергетического агентства, разрешение выдается в соответствии с законом о континентальном шельфе и с обязательствами Дании по конвенции ООН по морскому праву.
"Датское энергетическое агентство предоставило компании Nord Stream 2 AG разрешение на строительство участка газопровода Nord Stream 2 на датском континентальном шельфе к юго-востоку от Борнхольма в Балтийском море", – говорится в пресс-релизе агентства.
Таким образом, оператор "Северного потока–2" получил разрешение на строительство газопровода в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к юго-востоку от острова Борнхольм. Предпочтительным для Датского энергетического агентства оказался самый короткий участок, с учетом этого протяженность "Северного потока–2" в Дании составит 147 км.