"У России не было желания выводить войска, это было сделано по принуждению, под давлением и из-за экономической слабости", – заявил бывший глава МИД Эстонии, а ныне министр обороны Юри Луйк.
На вопрос о том, как долго Россия была готова спорить о том, выводить свои войска из Эстонии или нет, бывший дипломат ответил, что, по его мнению, это достаточно долгий процесс.
"Трудно сказать. По моей оценке, этот спор мог затянуться надолго. Я не согласен с аналитиками, по мнению которых эти войска все равно покинули бы Эстонию. Стратегически мы были в сложной ситуации", – отметил Луйк.
Кроме того, по словам политика, вывод российского воинского контингента из Эстонии автоматически создавал предпосылки для вступления страны в западные структуры.
"Сразу после того, как последние подразделения покинули Эстонию, начался путь в НАТО и ЕС. То есть войска ушли в последний момент. Если бы мы опоздали на первый поезд, нам было бы тяжелее запрыгнуть на следующий", – заявил он.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич прокомментировал Baltnews слова Луйка.
"Безусловно, США поддерживали вывод войск. Однако отношения России при Ельцине были другими. Ему по возможности не мешали и очень много помогали. Поэтому сказать, что это было какое-то сверхдавление, нельзя", – отметил глава Минобороны Эстонии.
Что касается вопроса о вступлении страны в НАТО, Луйк, по словам эксперта, совершает подмену понятий.
"В 1993 году в Эстонии еще не было консенсуса по поводу вступления в НАТО. Господин Луйк "задним числом" пытается нам сказать, что такой консенсус был. А на самом деле немало политиков считали, что Эстонию вполне устроит нейтралитет. К сожалению, Россия очень поздно начала реагировать на эту ситуацию, и когда Борис Ельцин и МИД выступили с заявлениями о гарантиях безопасности, это было 1997 год, и уже было поздно", – пояснил Межевич. Он напомнил, что переговоры о вступлении Эстонии в НАТО длились почти десять лет.
По словам Межевича, в России не было споров по вопросу необходимости вывода российских войск из Эстонии. "В России в 1990-е годы были проблемы организационно-технического характера, а не политического", – подчеркнул он.
"Сегодня Юри Луйк позиционирует себя как гранитным, непреклонным, высеченным из кремня и стали. Но в молодости это был очень яркий, талантливый переговорщик, умеющий выслушать собеседника. Благодаря этому эстонская дипломатия на российском направлении в начале 1990-х годов была весьма успешной", – отдельно отметил Николай Межевич.