Жан-Клод Юнкер: Брюсселю нельзя следовать инструкциям, исходящим из Вашингтона

Флажки США и ЕС
AFP 2020 / FRANCK FIFE

Алексей Языков

Бывший президент Еврокомиссии не изменил свою точку зрения, продолжая считать диалог с Россией жизненно важным для Евросоюза.

Попытки создать архитектуру безопасности для Европы без участия России бессмысленны. Так считает известный своим прагматическим подходом к проблемам международных отношений бывший глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, слова которого звучат диссонансом хору европейских лидеров, выступающих с антироссийских позиций.

Мнение авторитетного политика общеевропейского масштаба, считающего неизбежным диалог с Россией, востребовано сегодня как никогда прежде. О многом говорит новый всплеск обвинений и довольно бесцеремонных отповедей Москве в ответ на предложение США и НАТО договориться о взаимных гарантиях стабильности и безопасности на европейском континенте.

Бывшему премьеру Люксембурга и экс-президенту Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру не заглушить шумную антироссийскую риторику политиков калибром поменьше, но кого-то он, вероятно, заставит задуматься.

"В отличие от США, Россия – наш ближайший сосед. Мы не можем изменить географию; Европа близка к России, и эта близость имеет последствия. Представлять себе архитектуру безопасности для Европы, не оставляя места для России, – это тупик", – сказал Юнкер в недавнем эксклюзивном интервью Groupe d’études géopolitiques.

Складывается впечатление, что мнением Юнкера интересуются тем больше, чем меньше вопрошающих удовлетворяет политика действующей главы исполнительной власти Евросоюза Урсулы фон дер Ляйен.

Люксембургского политика нередко критиковали в годы его правления в Брюсселе, а он там и в самом деле почти безраздельно правил, поскольку равных ему по политическому весу общеевропейских лидеров там просто не было (да и сейчас, похоже, нет). И, как правило, критиковали за "легкомысленную" манеру поведения и склонность к юмору, за предполагаемую любовь к дорогим красным винам, неприличествующие, по мнению критикующих, лидеру такого масштаба.

Но никому и в голову не пришло, а если и пришло, то решимости не хватило публично "линчевать" Юнкера, когда он вопреки тихому ропоту польских и прибалтийских "ястребов" отправился в 2016 году с визитом в Россию на Петербургский экономический форум.

Президент РФ Владимир Путин (справа) и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер во время встречи в Санкт-Петербурге, 16 июня 2016 года
© Sputnik / Сергей Гунеев
Президент РФ Владимир Путин (справа) и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер во время встречи в Санкт-Петербурге, 16 июня 2016 года

Для сравнения достаточно вспомнить, например, как галдели и бушевали те же самые политики, перемывая кости верховному представителю Евросоюза Жозепу Боррелю за визит в Россию и попытку диалога (пусть и не очень удачную), обвиняя в соглашательстве с "режимом Путина", в унижении Евросоюза и тому подобных глупостях.

Официальные отношения между Брюсселем и Москвой уже были нехороши во время президентства Юнкера, но с тех пор они стали заметно хуже, чего, возможно, и не случилось бы, обладай фон дер Ляйен умениями Юнкера урезонивать "скандалистов", маневрировать и договариваться. Бывший президент США Дональд Трамп однажды назвал Юнкера "брутальным убийцей".

"Мы должны поговорить друг с другом"

Российская инициатива может кому-то не нравиться и даже вызывать возмущение, которое подпитывается надуманными обвинениями и пустыми подозрениями, но российская инициатива уже существует, с ней можно ознакомиться, она обсуждается и критикуется.

В то время как Евросоюз, претендуя на роль в диалоге с Россией (хоть как таковой он не является военной силой, имеющей основания участвовать на равных в переговорах на тему безопасности), не выдвигал никаких планов и не сделал ни одного предложения, направленного на стабилизацию отношений и формирование чего-либо подобного системе взаимных гарантий. Впрочем, и блок НАТО, который, в отличие от ЕС, как раз имеет право и обязан вести переговоры в военной сфере, также никаких мирных инициатив не продвигал.

Иными словами, у Москвы есть что положить на стол, а у Брюсселя нет и, похоже, не предвидится, а Вашингтон лихорадочно готовит собственные бумаги.

"Я бы не сказал, что независимо от проблемы в Крыму или на востоке Украины, но у нас должны быть постоянные отношения с Россией. Мы должны поговорить друг с другом. Американцы не находятся в непосредственной близости от России. Что касается этих двух вопросов – России и Китая – мы не можем следовать инструкциям, исходящим из Вашингтона; мы должны иметь аналитическую и операционную автономию", – считает Юнкер.

Он, похоже, довольно скептически оценивает геополитические амбиции действующего состава Еврокомиссии и в какой-то мере и всего Евросоюза, так как не считает их достаточно обоснованными.

"..Нам нужно определить отношения с остальным миром – с Китаем, с Россией и с Африкой, континентом, значение которого очень недооценивается европейскими странами", – говорит Юнкер. – "Есть большие агломерации – иногда даже большие континенты, – которые часто важнее нас с географической или демографической точки зрения".

"Мы только что отметили тридцатую годовщину распада СССР. С Беловежскими соглашениями мы увидели сдвиг на политических картах, но действительно ли это было географическим преобразованием?... СССР был огромной империей; Европа довольно мала. Мы самый маленький континент в мире, хотя всегда думаем, что являемся его центром. Мы не являемся и никогда не были мастерами мировой истории. Каждый раз, когда кто-то в Европе пытался стать хозяином мира, у него ничего не получалось", – сказал экс-президент Еврокомиссии, добавив, что "в геополитическом анализе мира и сплетении различных групп мы должны быть скромными".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме